25 июля. Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн

25 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 25 июля (12 июля ст. стиль).

 

Сегодня мы творим память: мчч. II века Прокла и Илария. Св. Голиндухи, во Святом Крещении Марии, исповедницы VI века. Прп. Михаила Малеина, игумена и прпп. Иоанна и Гавриила Святогорцев, подвижников X века. Мчч. Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского, в Киеве пострадавших в X веке. Прп. Арсения Новгородского XVI века. Прмч. Симона Воломского, игумена XVII века. 

Прославляются иконы Божией Матери: «Самонаписавшаяся» и «Троеручица».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы снова говорим об истории Руси X столетия.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в X веке, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси – из Балтийского моря в Черное – называли тогда «путь из варяг в греки».

Когда в 972 году сын святой княгини Ольги Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, – Новгород. Правление Ярополка, как и правление его бабки Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников, язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси князь Владимир начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели, это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир воссел на престоле отца своего в Киеве, а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христианами, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неистовые человеческие жертвоприношения. Видимо, именно к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира и следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую в таком случае можно датировать летом 978 года. Возможно, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческих жертвоприношений повторилась после победы князя Владимира над литовским племенем ятвягов.

Преподобный Нестор Летописец сообщает, что жил среди киевлян варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там Святое Крещение. Языческое имя его было Тор. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках встречал врагов. Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми «русскими гражданами Небесного Града» назвал их списатель Киево-Печерского Патерика епископ Симон, святитель Суздальский. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года. В нее были перенесены в 1007 году мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю.

Святии мученики Феодоре и Иоанне, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать