Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
В этот день Святая Церковь совершает память: прп. подвижника V века Даниила Столпника. Мчч. Акепсия и Аифала. Мч. VII века Миракса Египтянина. Прп. Луки Столпника, подвижника X века. Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII веке.
Память новомучеников: сщмч. Феофана (Ильминского), епископа Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников; сщмчч. Николая Виноградова и Иоанна Богоявленского, пресвитеров.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о священномученике Иоанне Богоявленском. Будущий святой родился 12 февраля 1892 года в селе Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского. В 1914 году Иван окончил Ярославскую духовную семинарию, но по стопам отца идти не захотел, он желал выбрать светский путь и работать в земских учреждениях. Так как юноша окончил семинарию по 2-му разряду, то в земство его не взяли, и он был вынужден устроиться учителем в церковно-приходскую школу. Однако эта работа его не удовлетворила, и осенью 1916 года Иван Дмитриевич поступил на юридический факультет Ярославского демидовского лицея, где проучился два курса, до 1918 года, когда власти преобразовали лицей в государственный университет, где продолжать образование он не захотел.
В 1918 году в Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков и наконец в 1919 году уехал в Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии. Несмотря на свое былое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм. В обстановке начавшегося гонения его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег-учителей, а затем и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.
В январе 1922 года он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме. В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки. В первых числах мая он женился, а уже 9 мая был рукоположен в сан священника ко храму родного села.
В конце 20-х годов снова начались гонения; в глухом селе они выразились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам, которое он выполнить не смог, за что в марте 1930 года был приговорен к одному году исправительно-трудовых работ. Прихожане, однако, были недовольны расправой над отцом Иоанном и пришли к зданию районного отделения НКВД, требуя его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были отпустить священника, всего лишь выслав за пределы области.
Но власти не забыли о приговоре, и в апреле 1931 года отец Иоанн Богоявленский был снова арестован и отправлен отбывать заключение на лесоповал в Сонковский район. Верующие не оставляли его: привозили продукты и всячески поддерживали. 27 марта 1932 года срок заключения закончился, и священник вернулся в село Раменье. Сразу же вслед за этим начальник районного ОГПУ послал уполномоченному по Сонковскому району поручение установить слежку за батюшкой.
Храм в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него: одни потому, что у них родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.
10 августа 1934 года сотрудник НКВД Фейгенберг потребовал от прокурора разрешения на арест священника, и 15 августа отец Иоанн был арестован. В тот же день следователь НКВД допросил батюшку. На вопросы следователя о его отношении к мероприятиям советской власти отец Иоанн отвечал сдержано.
Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день – один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться, и они стали интересоваться: как же он, верующий человек, преподавал социализм. Отец Иоанн отвечал: «Будучи преподавателем в школе, я ученикам преподавал об утопическом социализме, что при нем будет много школ низших и высших, школы будут общие для мужчин и женщин, что будет создано общественное питание в школах и среди всего населения. Фабрики будут общие, должно быть учтено все имущество, труд должен стать коллективным. Я был преподавателем времен военного коммунизма. В это время было положение смутное, не было точных установок учения Карла Маркса о научном социализме, поэтому я и преподавал утопический социализм. Впоследствии от меня стали требовать преподавания о принципах трудовой школы, общественно полезном труде и так далее. Я далек был от такого преподавания, не мог в своей голове переварить всего нового о школе. Я тогда в 1922 году ушел на службу священником, где я хотел найти для себя отраду в своей работе... Я интересуюсь через газеты управлением государственным не потому, что меня особенно советская власть интересует, для меня все равно, царь управлял, советская власть управляет или кто другой. Я жил при царе так, как живу и теперь. Я предан Православной Церкви и буду продолжать до конца служить ей».
Показания всех свидетелей были неубедительны и недостаточны для обвинения священника, и тогда 27 сентября отца Иоанна допросил уполномоченный управления НКВД, чтобы составить свое окончательное заключение по этому делу. По-видимому, даже следователи НКВД и уполномоченный вполне сочувствовали священнику и, записывая его ответы, не слишком искажали то, что он говорил, и не захотели его осудить. Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.
Но пришли новые, более безжалостные гонения, руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства. 12 ноября 1937 года отец Иоанн Богоявленский был арестован. По обыкновению стали вызывать «дежурных свидетелей».
Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других. 25 ноября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Иоанн был сослан в область Коми в Севжелдорлаг. Он пробыл на тяжелых работах с 1938 по 1941 год. С началом войны, при том, что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали. Священник Иоанн Богоявленский умер от голода 24 декабря 1941 года, ему было тогда сорок девять лет.
Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!