24 июля. Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена

24 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 24 июля, Православная Церковь совершает память святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.

Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Борьба христианства с язычеством при Игоре и Ольге, княживших после Олега, вступает в новый период. Церковь Христова в последние годы княжения Игоря становится значительной духовной и государственной силой в Русском государстве. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками 944 года, который включен летописцем в «Повесть временных лет», в статью, описывающую события 945 года.

Мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии; «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Тот факт, что христиане поставлены в документе на первом месте, говорит о их преимущественном духовном значении в жизни Киевской Руси.

Очевидно, в момент, когда договор 944 года составлялся в Царьграде, у власти в Киеве стояли люди, сочувствовавшие христианству, сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к животворной христианской культуре. К этому направлению принадлежал, возможно, и сам князь Игорь, официальное положение которого не позволяло ему лично перейти в новую веру, не решив вопроса о крещении всей страны и установлении в ней православной церковной иерархии. Поэтому договор был составлен в осторожных выражениях, которые не помешали бы князю утвердить его и в форме языческой клятвы, и в форме присяги христианской.

Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее «Повесть временных лет» впервые называет в статье о женитьбе Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу – Мудрой. Ольга Богомудрая вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных.

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление «погост» в смысле «кладбище».)

Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущными представлялись ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой.

Сердце мудрой Ольги таинственным образом открылось святому православию, она принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина, обретшей Честнóе Древо Креста Господня.

В назидательном слове по совершении обряда патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил Ольгу в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, – говорит преподобный Нестор Летописец, – склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: “Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских”».

Святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы – в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – во Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы.

Святая Ольга жила, умерла и погребена была как христианка. Бог прославил святую труженицу православия, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей. Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Дорогие братья и сестры, сегодня также:

совершается воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже православие утвердися;

празднуется обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского

и чтится память мч. Киндея пресвитера;

совершается празднование Ржевской, или Оковецкой, и Борколабовской иконам Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Прими, благая отрасль веры,

Похвальных фраз прямую речь:

Души волнение сверх меры

Я буду с трепетом беречь.

И жемчуг действенного слова,

Что просветил крещеньем Русь, –

Столь благодатного улова

Припомнить, право, не берусь.

Святая Ольга – матерь наша,

Сподоби Церкви послужить,

Купели нет на свете краше,

Куда вошла, чтоб с Богом быть.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы