Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Святая Церковь творит память: свт. Григория, епископа Нисского, и сестры его, блж. Феозвы, диаконисы, живших в IV веке. Прп. Маркиана Константинопольского, пресвитера V века. Прп. Дометиана, епископа Мелитинского VI века. Прп. Макария Писемского, подвижника XIV века. Прп. Павла Комельского XV столетия. Прп. Пахомия Кенского, игумена XVI века. Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894), и прп. Антипы Валаамского и Афонского, святых XIX века.
Сщмчч. XX столетия Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского; пресвитеров Зиновия Сутормина и Петра Успенского.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы снова поминаем одного и новомучеников Российских, житие которого приводится в книге игумена Дамаскина Орловского, церковного историка, агиографа, одного из самых главных популяризаторов житий подвижников и исповедников ХХ века. Собственно, его трудами очень многие из них были прославлены в лике святых.
Но несмотря на то, что тематика преследований по религиозным убеждениям до сих пор широко обсуждается в обществе, игумен Дамаскин еще в сентябре 2007 года «с сожалением отметил невостребованность опыта новомучеников среди современных россиян»:
«Если говорить о том, насколько современные люди осведомлены о жизни новомучеников, хотят соприкоснуться с церковным преданием, читают жития, вникают в опыт своих предшественников по жизни в Церкви, то мы должны признать: современные люди не пускают в духовный оборот это наследие. Эта эпоха отошла в вечность, пришли “новые” старые соблазны, и опыт предшественников остается неизученным».
Теперь вернемся к поминаемому сегодня святому. Священномученик Петр родился в 1863 году в селе Меньшие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. В 1884 году Петр Николаевич окончил Рязанскую духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем в школах сел Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии.
В 1894 году Петр Николаевич был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда, а в 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда; возведен в сан протоиерея и в 1914 году назначен благочинным.
Первый раз отец Петр был допрошен в октябре 1925 года в связи с деятельностью архиепископа Рязанского Бориса (Соколова) и епархиальной канцелярии. Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров. Следователь, вызвавший отца Петра на допрос, задал целый ряд вопросов, касающихся деятельности канцелярии и правящего епископа.
Отец Петр ответил, что такая канцелярия может существовать при епископе и что это не противоречит церковным правилам. Также и сборы средств на нужды правящего епископа вполне законны, так как общины вправе сами содержать начальствующих лиц. Вводимые архиепископом Борисом сестричества являются весьма благим начинанием и частью деятельности всего религиозного общества и не требуют отдельной регистрации. В его благочинии такие сестричества организованы не были, но только потому, что это дело непростое, и его не так-то легко и быстро организовать. Что касается циркуляров архиепископа Бориса, то их можно назвать не только распоряжениями, но и информативными материалами, и архиерей имел право их издавать.
22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского. Все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.
4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра, а он сам арестован и заключен в Коломенскую тюрьму.
26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием: «Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов».
Отца Петра снова стали спрашивать о распоряжениях архиепископа Бориса, к этому времени уже почившего, и о том, проводил ли священник в жизнь распоряжения архиерея. Протоиерей Петр ответил: «Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и обережении его от соблазнов и пороков я читал на заседании своего церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма и материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотеки никто не организовывал».
Находясь в коломенской тюрьме, священник Петр в январе 1930 года заболел воспалением легких и 15 января в тяжелом состоянии был доставлен в одну из городских больниц. Протоиерей Петр Успенский скончался 23 января 1930 года и был погребен в безвестной могиле.
Святый священномучениче Петре, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!