Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Церковь творит память: апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Кварта и Терция. Мч. Ореста врача, пострадавшего в 304 году. Сщмч. Милия Персидского, епископа, и двух учеников его, пострадавших в IV веке.
Грузинский праздник в честь колесования вмч. Георгия Победоносца.
Прп. Феостирикта Олимпийского (в Символех) и мч. Константина, кн. Грузинского IX века.
Святых XX века: прмч. Нифонта (Выблова); мч. Александра Медема; сщмчч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского, Иоанна Скадовского, Дионисия Щегопева, Петра Павлушкова, пресвитеров; сщмчч. Августина (Беляева), архиепископа Калужского, и с ним Иоанна Сперанского, пресвитера; прмчч. Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина); мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева; сщмч. диакона Бориса Семенова; мч. Николая Смирнова; мцц. Анны Остроглазовой, Ольги Масленниковой и Феоктисты Ченцовой.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем преподобномученика Иоанникия (Дмитриева). Будущий подвижник, в миру Иван Алексеевич Дмитриев, родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской губернии в семье крестьянина. У его родителей было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище.
В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью: отца и братьев с сестрами.
Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на ските Оптиной Пустыни. В 1903 году Иван Дмитриев приехал в Оптину. Две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу Иван нес послушание портного в скиту. Здесь 27 ноября 1911 года преподобный Варсонофий, старец Оптинский, постриг его в монашество с именем Иоанникий, а в 1914 году инок был рукоположен в сан иеродиакона.
С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру. Назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещевске.
Направляя отца Иоанникия в обитель, владыка благословил его помогать всем престарелым монахам и монахиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 году монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещевского собора. Иноки закрытой обители образовали вокруг собора некое подобие монастырской общины с уставными службами в соборе. Они жили по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, помогал монашествующей братии, и в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать.
Наличие вокруг городского собора некоторого числа монашествующих обратило на себя внимание властей. Священнослужителей и монахов богоборцы считали своими первыми врагами. В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещевске девятнадцать человек, из них одиннадцать монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска.
16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю... Службы проходили в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник. Никакого подпольного монастыря при мещевском соборе у нас не было. Все монашествующие признавали меня за своего духовника, но за старшего не считали».
15 марта 1933 года тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Козинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти снова арестовали архимандрита Иоанникия вместе с поминаемым сегодня архиепископом Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника.
– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, – потребовал следователь.
– Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей... и духовенства, – высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Иоанникия (Дмитриева) к расстрелу. Он был расстрелян 23 ноября и погребен в общей безвестной могиле.
Святый преподобномучениче Иоанникие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!