Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Идет Петров пост.
Сегодня память святых IV века:
мч. Александра и мц. Антонины девы;
сщмч. Тимофея, епископа Прусского;
прп. Феофана Антиохийского.
Свт. Вассиана, епископа Лавдийского (IV в. – начало V в.).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры подвизавшегося в XIII–XIV вв.
Обретение мощей свт. Василия, епископа Рязанского, в 1609 году.
Память свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского (XVII в. – начало XVIII в.).
Сщмч. Тимофея Ульянова, пресвитера, почившего в 1940 году.
Празднуются соборы Сибирских и Рязанских святых.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о святителе Василии Рязанском и Муромском. Литературный памятник, созданный в середине XVI века, «Повесть о епископе Василии», рассказывает нам о угоднике Божием, жившем во второй половине XIII века. О происхождении его никаких свидетельств не сохранилось. К тому же в русской Церковной истории известны два епископа Василия Рязанских, живших с разницей всего в полвека. Несмотря на то, что традиция ассоциирует святителя Василия Рязанского с Рязанским епископом Василием I, многие моменты жития святителя хронологически относятся к периоду жизни епископа Василия II, поэтому нельзя однозначно установить, о каком из Рязанских епископов говорит житие. Первые подвиги своего благочестия святой начал в Муроме. Там он принял на себя святой монашеский образ, и когда Промыслу Божию было угодно поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигами воздержания, кротости и смирения.
Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Приняв на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия – примером своему стаду в молитвах и посте.
Но враг рода человеческого своими кознями настроил паству муромскую против святителя, и тот был изгнан по ложному обвинению в постыдной для монаха связи с женщиной, но вскоре возвращен обратно. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Старой Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти встречать архипастыря.
Однако недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров Старая Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Господь назначил другое место пристанища и упокоения – Переяславль Рязанский, то есть современную Рязань. Предание говорит, что святитель Василий приплыл сюда по Оке и Трубежу с Муромским образом Божией Матери к церкви святых Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, а храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба с того времени стал собором.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.
Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского – одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим – дало пример веры и терпения.
Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Богу было угодно прославить Своего угодника нетлением мощей, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский собор (ныне это Христорождественский собор). Событие произошло 10 июня 1609 года. По причине Смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.
В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом святителя Василия.
В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено Святейшим Патриархом Алексием II.
Святителю отче Василие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!