Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Идет Петров пост.
Сегодня память святых IV века:
мч. Александра и мц. Антонины девы;
сщмч. Тимофея, епископа Прусского;
прп. Феофана Антиохийского.
Свт. Вассиана, епископа Лавдийского (IV в. – начало V в.).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры подвизавшегося в XIII–XIV вв.
Обретение мощей свт. Василия, епископа Рязанского, в 1609 году.
Память свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского (XVII в. – начало XVIII в.).
Сщмч. Тимофея Ульянова, пресвитера, почившего в 1940 году.
Празднуются соборы Сибирских и Рязанских святых.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о святителе Василии Рязанском и Муромском. Литературный памятник, созданный в середине XVI века, «Повесть о епископе Василии», рассказывает нам о угоднике Божием, жившем во второй половине XIII века. О происхождении его никаких свидетельств не сохранилось. К тому же в русской Церковной истории известны два епископа Василия Рязанских, живших с разницей всего в полвека. Несмотря на то, что традиция ассоциирует святителя Василия Рязанского с Рязанским епископом Василием I, многие моменты жития святителя хронологически относятся к периоду жизни епископа Василия II, поэтому нельзя однозначно установить, о каком из Рязанских епископов говорит житие. Первые подвиги своего благочестия святой начал в Муроме. Там он принял на себя святой монашеский образ, и когда Промыслу Божию было угодно поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигами воздержания, кротости и смирения.
Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Приняв на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия – примером своему стаду в молитвах и посте.
Но враг рода человеческого своими кознями настроил паству муромскую против святителя, и тот был изгнан по ложному обвинению в постыдной для монаха связи с женщиной, но вскоре возвращен обратно. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Старой Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти встречать архипастыря.
Однако недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров Старая Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Господь назначил другое место пристанища и упокоения – Переяславль Рязанский, то есть современную Рязань. Предание говорит, что святитель Василий приплыл сюда по Оке и Трубежу с Муромским образом Божией Матери к церкви святых Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, а храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба с того времени стал собором.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.
Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского – одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим – дало пример веры и терпения.
Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Богу было угодно прославить Своего угодника нетлением мощей, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский собор (ныне это Христорождественский собор). Событие произошло 10 июня 1609 года. По причине Смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.
В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом святителя Василия.
В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено Святейшим Патриархом Алексием II.
Святителю отче Василие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Ко дню рождения свт. ЛУКИ: Тамбовский период врача и архиерея
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 2 часть
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!