Церковный календарь. 23 декабря (10 декабря ст. стиль).
Рождественский пост.
Сегодня Церковь творит память: мчч. IV века: Мины, Ермогена и Евграфа; мч. Гемелла Пафлагонянина; прп. Фомы Дефуркина, игумена X века; блжж. Иоанна и родителей его Стефана и Ангелины, правителей Сербских XV века; свт. Иоасафа, епископа Белгородского XVIII века.
Сщмчч. XX столетия: Иакова Шестакова, Александра Шкляева, Евграфа Плетнева, Анатолия Правдолюбова, Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева, Михаила Кобозева, Николая Розова и Алексия Введенского, пресвитеров, прмч. Сергия (Сорокина) и мчч. Михаила Плетнева, Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мцц. Александры Устюхиной и Татианы Егоровой; испп. Анны Ивашкиной, Татианы Бякиревой и Феклы Макушевой; прп. схимонахини Анны (Столяровой).
Именинников мы поздравляем с днем ангела.
Человек - пришелец в мир,
временный и странный,
Проходил и вдаль и вширь
Все земные страны.
О бессмертии мечтал
в этой краткой жизни,
К Небесам душой взлетал,
как к святой Отчизне.
И на жизненных стезях,
лютый и суровый,
Вдруг напал жестокий враг,
вмиг убить готовый.
Он же смело в брань вступил,
в жарком ратном деле
Духом силы укрепил
в слабом, тленном теле.
Братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к автору увлекательнейшего поэтического произведения, озаглавленного как «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными», – святителю Иоасафу Белгородскому.
Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении был назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межиго́рском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год монах Иоасаф был рукоположен в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем, конечно же, свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными».
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, требовавшей много сил для восстановления после пожара.
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. 10 декабря 1754 года святитель преставился.
Братья и сестры, давайте снова обратимся к чудесным строкам, написанным святителем:
Предводители полков
ряд примкнули к ряду.
Обозрев их, нам таков
видится порядок.
Вот - Смирения полки.
Ими предводили
Те, кто сладость благ мирских
в суету вменили.
Этот мир и плоть свою
так они презрели —
Лишь врагов побить в бою -
их сердца горели.
Далее — войска Любви,
их святые власти
Делят здесь ряды свои
на две равных части:
Первый — мучеников строй,
над которым главный
Свят Димитрий,
с ним герой —
Стратилат преславный.
Части же второй полки
все за властелина —
В Благовестии Луки
чтут Самарянина.
Братья и сестры, всем желаю прочитать это стихотворное сказание с начала и до конца. Не всем, конечно, рифма помогает в усвоении смысла, но кому-то этот труд придется особенно по душе. Мы привыкли, что в современном богослужении очень мало рифмы, а ведь каноны на греческом языке, так же, как и большая часть Священного Писания, написаны в стихотворной форме. Поэтому не будем смущаться и воскликнем вместе со святителем:
Богу славу воспоем,
сложим гимн великий
И на брачный пир пойдем
во дворец Владыки.
И пошли на царский пир,
светом озаренный,
Человек, пришелец в мир,
с дочерьми Сиона.
Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!