23 января. Святитель Григорий, епископ Нисский

23 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 23 января, Православная Церковь совершает память святителя Григория, епископа Нисского.

Святитель Григорий Нисский родился в Кесарии Каппадокийской (ныне город Кайсери в Турции) в богатой аристократической семье с глубокими христианскими традициями. Из девяти его братьев и сестер четверо были прославлены Церковью в лике святых: святители Василий Великий и Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феозва. Их бабушка Макрина подвергалась гонениям при императоре Диоклетиане, их мать Эмилия, также прославленная в лике святых, была дочерью мученика. Дядя Григория был епископом.

Получив сначала образование в языческой школе в Кесарии, Григорий потом занимался со своим старшим братом Василием, который учился в Афинах. Хотя Григорий принадлежал к столь уникальной христианской семье, он в юности очень увлекался античной риторикой и философией и пережил своего рода искушение внешней ученостью, даже решил сначала стать светским оратором и учителем риторики.

Но судьбоносную роль в его жизни сыграл один сон. Когда однажды в имении его матери совершалось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников, приехавший на празднество Григорий, «присутствуя, скорее отсутствовал», и вообще был очень недоволен тем, что его оторвали от его ученых занятий. Когда он лег спать, то во сне увидел, что хочет войти в сад, но некие светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему наконец-то удается войти.

Это сновидение так сильно повлияло на Григория, что он оставляет мирские науки, обращается к чтению священных книг и становится чтецом («анагностом») на богослужебных собраниях. После смерти своей благочестивой жены Феосевии в 365 году Григорий, который оставил было обязанности чтеца и снова увлекся чтением языческой литературы, вновь обращается к изучению Священного Писания. Вскоре он оставляет мир и селится в монастыре, основанном его старшим братом Василием Великим.

В это время сам Василий Великий ведет ожесточенную борьбу с арианской ересью. Когда он становится архиепископом Кесарийским, то в 372 году обращается к брату с просьбой стать епископом города Ниссы, поскольку ему были нужны верные помощники. После долгих убеждений Григорий соглашается.

Его епископство сопровождается многочисленными нападками ариан. В 375 году святителя несправедливо обвиняют в растрате церковных денег, лишают епископской кафедры и арестовывают. Однако Григорий бежит из-под стражи и скрывается в безопасном месте. Через три года, после гибели в Адрианопольской битве в 378 году императора Валента, покровительствовавшего арианам, Григорий возвращается в Ниссы на епископскую кафедру.

Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 года в Антиохии против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству.

Новый император Феодосий родом из Испании был твердым никейцем. Он созывает в Константинополе в 381 году Второй Вселенский Собор, который подтверждает Никейский Символ веры и в котором Григорий Нисский принимает активное участие. После и по итогам Второго Вселенского Собора императорским эдиктом 381 года имя Григория было включено в список епископов-хранителей православия. Все другие епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно данному эдикту, находиться в общении с этими епископами-хранителями.

В содружестве и богословском соработничестве Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский окончательно устанавливают формулу о взаимоотношении Единой Божественной Сущности и Трех Ипостасей или Лиц, которой мы пользуемся и теперь: Бог – Единая Сущность в трех Ипостасях – Нераздельная Троица.

Григорий Нисский, как и Василий Великий, доказывает, что сущность Бога нельзя выразить в понятии и слове. «Существует одно только имя, определяющее Божественную природу: изумление, которое нас охватывает, когда мы мыслим о Боге»  (Greg. Nyss. In Cant. Cantic. 12).

Однако познаваемы божественные энергии, запечатленные в мире и мировом строе. Так по произведению художника судят о его таланте, способностях, искусности и задатках. Так и по энергиям, наполняющим мир и творение, можно судить о силах Творца. На основании энергий-проявлений Бога в мире мы познаем Его как самосущее Бытие, верховное Благо и первообраз Красоты.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601);

свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894);

прп. Маркиана пресвитера (V);

прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429);

прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882);

прп. Макария Писемского (XIV);

блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385);

новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы