22 октября. Священномученик Петр Вяткин

22 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 22 октября (9 октября ст. стиль).

 

Сегодня святая Церковь совершает память: правв. праотца Авраама и племянника его Лота, живших за 2000 лет до Р. Х.; апостола Иакова Алфеева; мчч. IV столетия Иувентия и Максима воинов, мц. Поплии диаконисы Антиохийской; прпп. V века Андроника и жены его Афанасии; прп. Петра Галатийского, подвижника IX века.

Сщмчч. XX века: Константина Аксенова, Петра Вяткина, Константина Сухова; Обретение мощей прписп. Севастиана Карагандинского (Фомина).

Прославление икон Божией Матери: Корсунская; «Корсунская Прозренная».

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к описанию жизни священномученика Петра Вяткина. 16 января 1882 г. в единоверческой крестьянской семье Димитрия Ермолаевича и Параскевы Вяткиных в деревне Карабаи, что в Ильинском районе Пермской губернии, родился мальчик.

Младенца крестили с именем Петр. В двенадцать лет Петр Вяткин окончил курс уездного земского училища. В селе Кривец встретил он верную спутницу жизни Елену. Петр начал служение в церкви в 1904 году, исполняя обязанности псаломщика в Михайло-Архангельском храме села Ситниково Оханского уезда. Через три года его рукоположили во диакона, а спустя еще год – 14 мая 1908 года – отец Петр становится священником единоверческой церкви. В январе 1912 года тридцатилетний пастырь командирован на Всероссийский единоверческий съезд в Петроград. Через некоторое время отец Петр был назначен на настоятельское место. К этому времени у Петра и Елены уже народилось трое деток: Раиса, Мария и Михаил.

В 1915 году батюшка исполнял обязанности благочинного в Пермском единоверческом округе, в 1917 году был зачислен штатным благочинным.

Осенью 1918 года семья жила в селе Сретенском. Именно здесь красные схватили священника Петра и расстреляли прямо на глазах у супруги. Батюшку «зарыли у дома под окнами его кабинета». Единоверческую церковь в селе Воскресенском сожгли, а православный храм разрушили.

Позвольте пояснить, о каком «единоверии» идет речь в житии отца Петра. Единоверие —термин достаточно неудачный, потому что все мы, православные христиане, являемся единоверцами, если говорить об основном значении этого слова. И в последнее время во всех официальных церковных документах используется понятие «старообрядные приходы Русской Православной Церкви».

В середине XVII века патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была предпринята церковная реформа, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с Греческой Церковью, прежде всего, Константинопольской. Богослужебная реформа вызвала ужасный раскол в Русской Церкви, что для того времени означало во всем обществе.

Реформы Никона, начатые в 1653 году, встретили сильную оппозицию со стороны приверженцев старых обрядов. В 1656 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на пороге религиозной войны. В 1681 году состоялся Поместный собор Русской Церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начинается активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев, положившая начало почти 30 годам непрекращающихся казней и пыток. При Петре I в 1716 году был отменен смертный приговор старообрядцам, и для облегчения их учета им была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».

Позже в XVIII веке возникла идея единоверия, то есть возможности служения по старому обряду на отдельных приходах в лоне Русской Церкви. Мало-помалу единоверие развивалось, но в советское время было уничтожено почти полностью. Определением Поместного Собора 1971 года было постановлено упразднить клятвы Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенные на старые русские обряды и придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы“яко не бывшие”».

Напомним, что весь сыр-бор разгорелся из-за пяти никчемных пунктов: корректировки книг, замены двуперстия трехперстием, совершения крестных ходов в противоположную сторону, пения «аллилуйи» не дважды, а трижды и изменения числа просфор на литургии… и это всё.

Братья и сестры, какой бы абсурдной ни казалась дикая, кровавая история раскола в нашей Церкви из-за возможности креститься двумя или тремя пальцами, это наша история. История печальная и глупая. Дай Бог, чтобы нам не повторять ошибок наших предков, а духовную жизнь сосредоточить вокруг действительно важных для спасения души вещей: жизни во Христе, следования Евангелию, помощи ближним, а не вокруг форм и обрядов.

Священномучениче Петре, моли Бога о нас.

 

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать