Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 22 октября (9 октября ст. стиль).
Сегодня святая Церковь совершает память: правв. праотца Авраама и племянника его Лота, живших за 2000 лет до Р. Х.; апостола Иакова Алфеева; мчч. IV столетия Иувентия и Максима воинов, мц. Поплии диаконисы Антиохийской; прпп. V века Андроника и жены его Афанасии; прп. Петра Галатийского, подвижника IX века.
Сщмчч. XX века: Константина Аксенова, Петра Вяткина, Константина Сухова; Обретение мощей прписп. Севастиана Карагандинского (Фомина).
Прославление икон Божией Матери: Корсунская; «Корсунская Прозренная».
Именинников поздравляем с днем ангела.
Братья и сестры, сегодня мы обратимся к описанию жизни священномученика Петра Вяткина. 16 января 1882 г. в единоверческой крестьянской семье Димитрия Ермолаевича и Параскевы Вяткиных в деревне Карабаи, что в Ильинском районе Пермской губернии, родился мальчик.
Младенца крестили с именем Петр. В двенадцать лет Петр Вяткин окончил курс уездного земского училища. В селе Кривец встретил он верную спутницу жизни Елену. Петр начал служение в церкви в 1904 году, исполняя обязанности псаломщика в Михайло-Архангельском храме села Ситниково Оханского уезда. Через три года его рукоположили во диакона, а спустя еще год – 14 мая 1908 года – отец Петр становится священником единоверческой церкви. В январе 1912 года тридцатилетний пастырь командирован на Всероссийский единоверческий съезд в Петроград. Через некоторое время отец Петр был назначен на настоятельское место. К этому времени у Петра и Елены уже народилось трое деток: Раиса, Мария и Михаил.
В 1915 году батюшка исполнял обязанности благочинного в Пермском единоверческом округе, в 1917 году был зачислен штатным благочинным.
Осенью 1918 года семья жила в селе Сретенском. Именно здесь красные схватили священника Петра и расстреляли прямо на глазах у супруги. Батюшку «зарыли у дома под окнами его кабинета». Единоверческую церковь в селе Воскресенском сожгли, а православный храм разрушили.
Позвольте пояснить, о каком «единоверии» идет речь в житии отца Петра. Единоверие —термин достаточно неудачный, потому что все мы, православные христиане, являемся единоверцами, если говорить об основном значении этого слова. И в последнее время во всех официальных церковных документах используется понятие «старообрядные приходы Русской Православной Церкви».
В середине XVII века патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была предпринята церковная реформа, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с Греческой Церковью, прежде всего, Константинопольской. Богослужебная реформа вызвала ужасный раскол в Русской Церкви, что для того времени означало во всем обществе.
Реформы Никона, начатые в 1653 году, встретили сильную оппозицию со стороны приверженцев старых обрядов. В 1656 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на пороге религиозной войны. В 1681 году состоялся Поместный собор Русской Церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начинается активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев, положившая начало почти 30 годам непрекращающихся казней и пыток. При Петре I в 1716 году был отменен смертный приговор старообрядцам, и для облегчения их учета им была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».
Позже в XVIII веке возникла идея единоверия, то есть возможности служения по старому обряду на отдельных приходах в лоне Русской Церкви. Мало-помалу единоверие развивалось, но в советское время было уничтожено почти полностью. Определением Поместного Собора 1971 года было постановлено упразднить клятвы Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенные на старые русские обряды и придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы“яко не бывшие”».
Напомним, что весь сыр-бор разгорелся из-за пяти никчемных пунктов: корректировки книг, замены двуперстия трехперстием, совершения крестных ходов в противоположную сторону, пения «аллилуйи» не дважды, а трижды и изменения числа просфор на литургии… и это всё.
Братья и сестры, какой бы абсурдной ни казалась дикая, кровавая история раскола в нашей Церкви из-за возможности креститься двумя или тремя пальцами, это наша история. История печальная и глупая. Дай Бог, чтобы нам не повторять ошибок наших предков, а духовную жизнь сосредоточить вокруг действительно важных для спасения души вещей: жизни во Христе, следования Евангелию, помощи ближним, а не вокруг форм и обрядов.
Священномучениче Петре, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!