Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы.
А также сегодня память пророчицы Анны, матери пророка Самуила, жившей в XI веке до Р. Х. Свт. Софрония, архиепископа Кипрского VI века. Прп. Стефана Новосиятеля, подвижника IX–X веков.
Святых ХХ века: сщмчч. Владимира Виноградова, Владимира Джуринского, Василия Ягодина и Александра Буравцева, пресвитеров; мц. Евфросинии Джуринской.
Прославляется икона Божией Матери «Нечаянная Радость».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы снова поговорим об одном очень важном и довольно сложном аспекте нашего вероучения. К сожалению, из-за разногласий по этому пункту наше общение с западными христианами усложнилось. Вопрос святости Пречистой Девы Марии беспокоил умы святых подвижников и богословов на протяжении всей истории христианства. И всегда с православием враг рода человеческого боролся через две крайности. Первая – принижение достоинства Богородицы, и вторая – возведение Ее в ранг божества, существа, отличного от всего человеческого рода.
Еще святой Епифаний Кипрский в IV веке писал: «Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь», «одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда унижают Святую Деву, и когда, напротив, прославляют Ее сверх должного». И если с принижением святости Девы Марии все достаточно ясно и очевидно, то опасность чрезмерного почтения куда более коварная и неприметная. Вкрадываясь под видом благочестивого намерения прославить любимую всем Божию Матерь, богословские ошибки такого рода постепенно извращают всю церковную жизнь. Самой известной из таких ошибок стало западное учение, известное как «догмат о непорочном зачатии Девы Марии».
Разобраться со всем этим нам поможет святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, который написал целый ряд трудов, посвященных современным заблуждениям о Богородице. Вот что он пишет: «[…] когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Ее добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что […] Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи». Начиная с XII века эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной Церкви, и вот 8 декабря 1854 года Папа Римский Пий IX объявил, что «непорочное зачатие Пресвятой Девы» есть догмат Римской Церкви.
Но не только в Римской Церкви распространилось искаженное учение о Богородице. Так, протоиерей Сергий Булгаков, известный религиозный мыслитель первой половины ХХ века, отстаивая свои взгляды, много писал о безгрешности Девы Марии. Но православное предание чуждо мысли о совершенной безгрешности Богородицы, потому что таким образом мы снова вырываем Деву Марию из числа обыкновенных представителей рода человеческого. Вот что пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую оправдала Богородица, [...] грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество».
И снова святитель Иоанн Шанхайский свидетельствует, что у древних святых отцов и позднейших церковных писателей-подвижников «[…] нельзя найти учения, что Божия Матерь каким-то образом оказалась свободной от греха или победительницей его без борьбы» и далее: «называя Богородицу Непорочной и даже Всенепорочною, Пренепорочною, Церковь указывает на Ее преданность закону Господнему и отсутствие в Ней какого-либо порока, а отнюдь не на отсутствие у Нее грехов». Святой Иоанн пишет: «В жизни Марии не было греховных привычек или тяжелых греховных падений, но тяжесть греха относительна […]. Для чистой и высокоблагочестивой Девы Марии даже всякая тень маловерия и сомнения, всякий маленький упадок ревности к богоугождению являлись заметным грехом».
Братья и сестры, размышления о действии греха в жизни Богородицы не умаляют Ее значения, но святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал: «Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место».
И в наши дни есть вопросы, на которые Святой Церкви предстоит дать ответы. Например, в популярной молитве Божией Матери «Царице моя преблагая» звучат такие слова: «Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати», а другой популярный кондак начинается словами «Не имамы иныя помощи...», то есть мы поем, что у нас пред Богом нет другого помощника или другого предстателя, а только одна Богородица. Но эти слова входят в противоречие со словами Нового Завета, написанными апостолом Павлом: Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5).
Называя Богородицу единственной утешительницей, мы подвергаемся опасности пренебречь словами Самого Господа Иисуса Христа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 15–17). Здесь возникает очень деликатный и тонкий духовный вопрос: не умаляем ли мы величия Божия, величия Господа Иисуса Христа и величия Духа Святого в таком обращении к Деве Марии? Не будем сомневаться, со временем Дух Божий молитвами Богородицы даст четкие ответы на эти вопросы в соборных документах и постановлениях нашей Церкви.
Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!