22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

22 декабря 2015 г.

Церковный календарь. 22 декабря (9 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.

Также сегодня память пророчицы Анны, матери пророка Самуила, жившей в XI веке до Р. Х.; свт. Софрония, архиепископа Кипрского VI нашей эры; прп. Стефана Новосиятеля, подвижника рубежа IX-X веков.

Святых XX века: сщмчч. Владимира Виноградова, Владимира Джуринского, Василия Ягодина и Александра Буравцева пресвитеров, мц. Евфросинии Джуринской.

Прославляется икона Божией Матери «Нечаянная Радость».

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим об одном очень важном и довольно сложном аспекте нашего вероучения. К сожалению, из-за разногласий по этому пункту наше общение с западными христианами усложнилось. Вопрос святости Пречистой Девы Марии беспокоил умы святых подвижников и богословов на протяжении всей истории христианства. И всегда с православием враг рода человеческого боролся через две крайности. Первая – принижение достоинства Богородицы и вторая – возведение ее в ранг божества, существа отличного от всего человеческого рода. Еще святой Епифаний Кипрский в IV веке писал: «Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь», «одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда унижают Святую Деву, и когда, напротив, прославляют Ее сверх должного». И если с принижением святости Девы Марии все достаточно ясно и очевидно, то опасность чрезмерного почтения куда более коварная и неприметная. Вкрадываясь под видом благочестивого намерения прославить любимую всем Божию Матерь, богословские ошибки такого рода постепенно извращают всю церковную жизнь. Самой известной из таких ошибок стал западный догмат, известный как «догмат о непорочном зачатии Девы Марии».

Разобраться со всем этим нам поможет святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, который написал целый ряд трудов, посвященных современным заблуждениям о Богородице. Вот что он пишет: «…когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Ее добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что […] Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи». Начиная с XII века эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной Церкви, и вот 8 декабря 1854 года римский папа Пий IX объявляет, что «непорочное зачатие Пресвятой Девы» есть догмат Римской Церкви.

Но не только в Римской Церкви распространилось искаженное учение о Богородице. Так протоиерей Сергий Булгаков, известный религиозный мыслитель первой половины XX века, отстаивая свои взгляды, много писал о безгрешности Девы Марии. Но Православное Предание чуждо мысли о совершенной безгрешности Богородицы, потому что таким образом мы снова вырываем Деву Марию из числа обыкновенных представителей рода человеческого. Вот что пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую оправдала Богородица [...] грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество».

И снова святитель Иоанн Шанхайский свидетельствует, что у древних святых отцов и позднейших церковных писателей-подвижников: «… нельзя найти учения, что Божия Матерь каким-то образом оказалась свободной от греха или победительницей его без борьбы» и «называя Богородицу Непорочной и даже Всенепорочною, Пренепорочною, Церковь указывает на Ее преданность закону Господнему и отсутствие в Ней какого-либо порока, а отнюдь не на отсутствие у Нее грехов». «В жизни Марии не было греховных привычек или тяжелых греховных падений, но тяжесть греха относительна […] Для чистой и высокоблагочестивой Девы Марии даже всякая тень маловерия и сомнения, всякий маленький упадок ревности к богоугождению, являлись заметным грехом».

Братья и сестры, размышления о действии греха в жизни Богородицы не умаляют Ее значения, но святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что «истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место».

И в наши дни есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от соборного разума Церкви. Например, в популярной молитве Божией Матери «Царице моя преблагая» звучат такие слова: «Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати», то есть мы поем, что у нас пред Богом нет другого помощника или другого предстателя и утешителя, а только одна Богородица. Но как же тогда быть со словами из Нового Завета, написанными апостолом Павлом: Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5)? Или как быть со словами самого Господа Иисуса Христа: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15-17).

 Возникает очень тонкий и сложный вопрос: не умаляем ли мы величия Божия, величия Господа Иисуса Христа и величия Духа Святого в таком обращении к Деве Марии? Пройдет время, и мы молитвами Богородицы обязательно получим четкие ответы на эти вопросы в соборных документах и постановлениях нашей Церкви.

Пресвятая Богородице, помогай нам.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать