Церковный календарь. 22 декабря (9 декабря ст. стиль).
Рождественский пост.
Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Также сегодня память пророчицы Анны, матери пророка Самуила, жившей в XI веке до Р. Х.; свт. Софрония, архиепископа Кипрского VI нашей эры; прп. Стефана Новосиятеля, подвижника рубежа IX-X веков.
Святых XX века: сщмчч. Владимира Виноградова, Владимира Джуринского, Василия Ягодина и Александра Буравцева пресвитеров, мц. Евфросинии Джуринской.
Прославляется икона Божией Матери «Нечаянная Радость».
Именинников мы поздравляем с днем ангела.
Братья и сестры, сегодня мы поговорим об одном очень важном и довольно сложном аспекте нашего вероучения. К сожалению, из-за разногласий по этому пункту наше общение с западными христианами усложнилось. Вопрос святости Пречистой Девы Марии беспокоил умы святых подвижников и богословов на протяжении всей истории христианства. И всегда с православием враг рода человеческого боролся через две крайности. Первая – принижение достоинства Богородицы и вторая – возведение ее в ранг божества, существа отличного от всего человеческого рода. Еще святой Епифаний Кипрский в IV веке писал: «Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь», «одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда унижают Святую Деву, и когда, напротив, прославляют Ее сверх должного». И если с принижением святости Девы Марии все достаточно ясно и очевидно, то опасность чрезмерного почтения куда более коварная и неприметная. Вкрадываясь под видом благочестивого намерения прославить любимую всем Божию Матерь, богословские ошибки такого рода постепенно извращают всю церковную жизнь. Самой известной из таких ошибок стал западный догмат, известный как «догмат о непорочном зачатии Девы Марии».
Разобраться со всем этим нам поможет святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, который написал целый ряд трудов, посвященных современным заблуждениям о Богородице. Вот что он пишет: «…когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Ее добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что […] Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи». Начиная с XII века эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной Церкви, и вот 8 декабря 1854 года римский папа Пий IX объявляет, что «непорочное зачатие Пресвятой Девы» есть догмат Римской Церкви.
Но не только в Римской Церкви распространилось искаженное учение о Богородице. Так протоиерей Сергий Булгаков, известный религиозный мыслитель первой половины XX века, отстаивая свои взгляды, много писал о безгрешности Девы Марии. Но Православное Предание чуждо мысли о совершенной безгрешности Богородицы, потому что таким образом мы снова вырываем Деву Марию из числа обыкновенных представителей рода человеческого. Вот что пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую оправдала Богородица [...] грех и вечная смерть проявляли в ней свое присутствие и владычество».
И снова святитель Иоанн Шанхайский свидетельствует, что у древних святых отцов и позднейших церковных писателей-подвижников: «… нельзя найти учения, что Божия Матерь каким-то образом оказалась свободной от греха или победительницей его без борьбы» и «называя Богородицу Непорочной и даже Всенепорочною, Пренепорочною, Церковь указывает на Ее преданность закону Господнему и отсутствие в Ней какого-либо порока, а отнюдь не на отсутствие у Нее грехов». «В жизни Марии не было греховных привычек или тяжелых греховных падений, но тяжесть греха относительна […] Для чистой и высокоблагочестивой Девы Марии даже всякая тень маловерия и сомнения, всякий маленький упадок ревности к богоугождению, являлись заметным грехом».
Братья и сестры, размышления о действии греха в жизни Богородицы не умаляют Ее значения, но святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что «истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место».
И в наши дни есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от соборного разума Церкви. Например, в популярной молитве Божией Матери «Царице моя преблагая» звучат такие слова: «Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати», то есть мы поем, что у нас пред Богом нет другого помощника или другого предстателя и утешителя, а только одна Богородица. Но как же тогда быть со словами из Нового Завета, написанными апостолом Павлом: Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5)? Или как быть со словами самого Господа Иисуса Христа: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15-17).
Возникает очень тонкий и сложный вопрос: не умаляем ли мы величия Божия, величия Господа Иисуса Христа и величия Духа Святого в таком обращении к Деве Марии? Пройдет время, и мы молитвами Богородицы обязательно получим четкие ответы на эти вопросы в соборных документах и постановлениях нашей Церкви.
Пресвятая Богородице, помогай нам.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!