21 марта. Апостол Ерма

21 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 21 марта (8 марта ст. стиль).

 

Понедельник 2-й недели Великого поста. Литургии нет.

Сегодня совершается память: ап. от 70-ти Ерма или Ермы, епископа Филиппопольского (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского и прмч. Дометия Персиянина (IV). Прп. Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (IX). Прпп. Лазаря и Афанасия, игуменов Мурманских и Олонецких (XIV–XV).

Сщмч. Иоанна Знаменского, пресвитера пострадавшего в 1923 году и мч. Владимира Ушкова скончавшегося в 1942 году.

Прославляется икона Божией Матери «Зна́мение» Курская-Коренная.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы будем говорить об одной из самых ранних христианских книг, которая называется «Пастырь Ермы». Конечно, это связано с сегодняшней памятью святого апостола от 70-ти ближайших учеников Христовых Ермы. Только вот в вопросах авторства самых ранних христианских книг почти всегда существуют разные мнения. Да что уж говорить, в современной библеистике существуют разные мнения об авторстве даже самых главных и авторитетных книг нашего Священного Писания. Что же касается книги «Пастырь Ермы», то патрологи разделяются на два лагеря. На тех, кто считают, что автором был  апостол от 70-ти Ерма, упоминаемый в Послании апостола Павла к Римлянам, бывший, по Преданию, епископом Филипп, или Филиппополя. И тех, которые считают, что «Пастырь» был написан Гермой (или Ермой), братом десятого епископа и папы Римского Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима с 140 по 155 год). Первой позиции придерживались Ориген и святой блаженный Иероним Стридонский. А вторая позиция основана на упоминании в Мураториевом каноне – древнейшем перечне христианских писаний. Там сказано, что Герма написал «Пастыря», когда епископом был его брат Пий. Мы же будем придерживаться традиционной позиции авторства апостола от 70-ти Ермы.

Итак, давайте поговорим о самой книге. Она достаточно объемна (примерно равна Евангелиям от Матфея и от Марка, вместе взятым). Очевидно, что этот литературный памятник относится к жанру апокалипсиса. Он целиком состоит из 16 пространных видений автору. Все видения происходят в окрестностях Рима, частично по дороге в Кумы; каждое из них святой Ерма получает от какого-то небесного существа: госпожи, старицы, юноши, девы, пастыря и ангела. Краткие явления юноши изъясняют и дополняют пространные явления старицы, а явление ангела – явления пастыря. Откровения апостол Ерма принимал чаще всего либо через зрение, либо через слух, и лишь однажды ему был открыт смысл написанного в таинственной книге. Иногда Ерма в книге переносится в необычайные места, видит странные здания и фантастических существ. Апостол Ерма не изображает себя в книге лицом сколь-либо авторитетным, а напротив, недостойным грешником. Те, персонажи, что передают ему откровения, тоже не являются авторитетами сами по себе. Они не пророки или апостолы, это просто старица, дева, пастырь или ангел. Даже когда выясняется, что старица была Церковью, она оказывается Церковью не Небесной, а земной, страждущей. Видимо, все образы героев книги имеют символическое значение.

Давайте прочитаем что-нибудь из «Пастыря Ермы». Вот глава о печали и терпении. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не омрачится от какого-либо злого духа, но, ликуя, расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет радостно служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться, ибо подавляется злым духом и, оскорбляемый гневом, не имеет возможности служить Господу, как желает. Поэтому, когда оба духа обитают вместе, плохо бывает человеку. Так, если взять немножко полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится? И столько меда пропадает от незначительного количества полыни, теряет сладость и уже не имеет приятности для своего владельца, потому что делается горьким и негодным к употреблению. Но если в мед не класть полынь, он останется сладок. Сам видишь, великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а гнев горек и неугоден. Итак, если к великодушию примешивается гнев, то дух возмущается, и неприятна Богу молитва его».

Или вот что мы читаем о сомнении в наших просьбах к Богу. «Далее говорил мне пастырь: Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию. Итак, очисти сердце свое от всех сует настоящего века и прежде всего выполняй данные тебе от Бога наказы – и получишь все блага, которых просишь, и все прошения твои не будут оставлены, если будешь просить у Господа без сомнения. Те же, которые сомневаются, совсем ничего не получают из того, о чем просят. Исполненные веры всего просят с упованием и получают от Господа, ибо просят без сомнения. Всякий колеблющийся человек с трудом спасется, если только не покается. Поэтому очисти сердце свое от сомнения, облекись в веру и, веруя Господу, получишь все, о чем просишь. Но если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого, что сразу не выполняются прошения души твоей. Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь то, что просишь. Но ты не переставай высказывать желание души своей и будешь вознагражден».

Братья и сестры, будем усердно знакомиться с древней христианской литературой, она так прекрасна и поучительна. Ведь сейчас есть возможность найти в Интернете любые книги! Было бы только желание. Например, Великим постом можно было бы взять себе за правило – каждую неделю знакомиться с произведением кого-либо из раннехристианских авторов. И да помогут они нам в этом своими молитвами.

Святый апостоле Ерме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать