21 апреля. Святитель Келестин, папа Римский

21 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 21 апреля (8 апреля ст. стиль).

 

Сегодня четверг 6-й недели Великого поста.  Литургии нет.

Сегодня Святая Церковь совершает память: апп. от 70-ти Родиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Мч. начала II века Павсилипа. Свт. Келестина I, папы Римского V века. Свт. Нифонта Печерского, епископа Новгородского XII века. Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося в XIV веке.

Сщмч. Сергия Родаковского, пресвитера, убиенного в 1933 году.

Прославляются иконы Божией Матери «Испанская» и «Георгиевская».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы будем вспоминать одного из святителей эпохи Церкви первых веков христианства. Святитель Келестин, папа Римский (или в латинском произношении Целестин) родился в IV веке, а архипастырское его служение выпало на 20-е годы V века. Он был ревностным поборником православия. Получив хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Священное Писание и размышлял над богословскими вопросами. Добродетельная жизнь святого и его авторитет как богослова завоевали ему всеобщее уважение и любовь среди духовенства и мирян. После смерти папы Бонифация I святой Келестин был избран на епископскую кафедру Рима.

В то время на востоке бушевала ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 году святитель Келестин изобличил эту ересь и еретик Несторий был осужден. После Собора святитель Келестин написал святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, послание, в котором указал, что если Несторий через десять дней не откажется от своего лжеучения, то будет низложен и отлучен. Святитель Келестин направил ряд посланий и другим Церквям – Константинопольской и Антиохийской, в которых разоблачал несторианскую ересь. Последующие два года после Собора святитель Келестин неустанно проповедовал истинное учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 года.

 

Братья и сестры, мы привыкли к тому, что в житиях диалог с еретиками часто изображается в достаточно жесткой, изобличительной манере. Это можно понять, потому что многие жития писались века спустя, и в них нужно было подчеркнуть превосходство православного вероучения над учением еретическим. Но благодаря сохранившемуся письму святителя Келестина к еретику Несторию мы можем увидеть, насколько иначе проходили споры, по крайней мере со стороны святых угодников Божиих.

Во-первых, святитель адресует свое послание еретику таким образом «Возлюбленному брату Несторию, Целестин». В самом начале святитель с любовью хвалит Нестория, вспоминая то время, когда он стал епископом: «…тогда обрадовала нашу душу весть прибывших к нам послов об избрании тебя, которая вскоре была подтверждена донесениями наших сослужителей, находившихся при избрании. Они в одобрении тебя столько говорили, сколько можно говорить о человеке, избранном из другой Церкви. Ведь прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города». Но постепенно святой учитель Церкви начинает переходить к обличению своего собрата: «На твои письма, которые мы недавно получили, мы не могли ответить в скором времени, ведь их нужно было перевести на латинский язык. Когда это производилось, мы получили с сыном моим, диаконом Посидонием, послания от святого брата и соепископа Кирилла, всеми одобряемого иерея Божия, в которых он пишет о тебе такое, что, к нашему сожалению, уничтожает одобрительный отзыв о тебе. Хорошее начало твое сменилось плохим, как видим, концом: хорошим началом я называю те отзывы о тебе, которые были так одобрительны, что мы в ответе на сообщение братьев засвидетельствовали, насколько разделяем общую радость. А ныне, обдумывая и жалобу на тебя вышеименованного брата и переведенные на язык наш твои послания, содержащие явное богохульство, видим, что нам следует сказать вместе с апостолом: Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

Святитель дал понять еретику, что он не презирает его как человека, что уважает его прежние заслуги и качества, любит его как брата во Христе. Но постепенно слова святого Келестина становятся все жестче и радикальнее. «Оказалось неверным мнение тех, которые хорошо о тебе думали. Но кто мог предположить, что под шкурой овцы скрывается хищный волк? Есть у апостола слова: “Ибо надлежит быть и ересям, чтобы открылись испытанные”. Преклони ухо твое и выслушай слова, сказанные им Тимофею и Титу. Разве он не наставляет их отвращаться от новизны мирского суесловия?»

Однако и здесь святитель надеется на обращение Нестория: «Если же, зная [слова Писания], пренебрегаешь ими, то осознай, что тебе нечем будет оправдаться тогда, когда спросит у тебя отчета давший тебе талант и ожидающий всегда прибыли от Своей святой ссуды. Всмотрись же внимательно, какая кара постигла того, кто в целости вернул полученное, и пойми, как велика опасность вообще не вернуть принятое. Сможешь ли ты тогда сказать Господу нашему: “тех, которых Ты дал мне, я сохранил”, когда, как мы слышим, ты разрываешь на части Его Церковь? С какой совестью живешь ты, почти всеми оставленный в этом городе?».

Даже обличение еретика строится святителем Келестином с такой любовью, с такой надеждой на покаяние заблудшего человека, в первую очередь – христианина. Он пишет: «Как бы ни было горько, но прямо к тебе подходят слова апостола Павла из «Деяний Апостольских»: Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30). Как бы нам хотелось, чтобы эти слова ты говорил о других, а не другие говорили о тебе. Ими бы следовало тебе поучать кого-нибудь еще, а не нам тебя. Разве следует учить епископа, каким должно быть христианину? Взгляни же наконец, в какое положение ты поставил себя. Тебя порицают, осуждают, обвиняют. Разве подобает это человеку, облеченному священным саном?» В завершение послания святитель, как мы уже говорили ранее, ставит Несторию срок для покаяния – десять дней после получения им послания. Однако прощается святитель с еретиком все с той же любовью: «Да сохранит тебя Бог десницею Своею невредимым, возлюбленный брат».

Братья и сестры, в этом послании святого Келестина мы видим, как выглядит настоящая любовь к врагам Церкви. Это и не потакательство, но и не лютая ненависть. Это вразумляющая любовь.

Святителю отче Келестине, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать