Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Православная Церковь совершает Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
А также память: апп. от 70-ти Евода и Онисифора; мч. II века Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского). Мч. Созонта Помпеольского (Киликийского), пострадавшего ок. 304 года. Прп. Луки Глубокореченского (Каппадокийского), игумена Х века. Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского XII века. Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби, несших свое иноческое служение в XIV веке. Прп. Серапиона Псковского, подвижника XV века. Прмч. Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца XVII века. Прп. Макария Оптинского, старца XIX столетия.
Сщмчч. XX века: Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера, и прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), игуменов, и Пахомия (Ионова), иеромонаха; Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, Григория Аверина, Василия Сунгурова, пресвитеров, прмч. Льва (Егорова), архимандрита.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из оптинских старцев. Михаил Николаевич Иванов – таково было мирское имя преподобного Макария Оптинского. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное», – говорила она. Елизавета Алексеевна, мама будущего святого, умерла от чахотки в 1797 году; в это время семья жила вблизи Лаврентьева монастыря в окрестностях Калуги.
В Карачеве, где жила сестра отца, Николая Михайловича, будущий подвижник получил школьное образование, но уже на четырнадцатом году был вынужден поступить на службу бухгалтером в Льговское уездное казначейство, через три года он получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске в Казенной палате. В 1806 году после смерти отца, поделив наследство между братьями, Михаил вышел в отставку и уехал в наследованное имение в Орловской губернии.
Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил Иванов отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни юноша встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика Михаила, принявшего постриг с именем Макарий. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.
Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря святому Макарию были изданы собранные в Оптиной пустыни рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада – супруги Киреевские. Под влиянием преподобного возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали и Алексей Константинович Толстой, и Алексей Степанович Хомяков, и Николай Васильевич Гоголь, и Александр Николаевич Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к святому Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о нем не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
Господь даровал преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему, открывавшему ему свою душу он подавал врачевство, подходящее к немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властью, так как оно заставляло повиноваться, а неверующего – верить. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в его одежде, в каждом движении.
Лицо Макария было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Преподобный даже написал особый труд – «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», дабы оградить от возможных духовных опасностей новоначальных христиан. Вот, например, как он предостерегает нас о книгах монашеских, вроде Лествицы, Отечника и прочих: «Святые и богоносные отцы написали о великих дарованиях духовных не для того, чтобы всякий безрассудно стремился к получению их, но для того, чтобы не имеющие оных, слыша о таких высоких дарованиях и откровениях, получаемых достойными, сознавали свою глубокую немощь и великое недостаточество и невольно преклонялись к смирению, которое паче всех деланий и добродетелей нужно для ищущего спасения».
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Святых Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.
Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!