Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 20 сентября (7 сентября ст. стиль)
Сегодня Православная Церковь совершает предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
Также творится память: апп. от 70-ти Еведа и Онисифора; мч. Евпсихия Кесарийского, пострадавшего во II веке; мч. IV века Созонта Помпеольского; прп. Луки Глубокореченского, игумена X века; свт. XII века Иоанна, архиепископа Новгородского; подвижников XIV века - прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби; прп. Серапиона Псковского (XV); прмч. Макария, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (XVII); прп. XIX века Макария Оптинского.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.
Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, Григория Аверина, Василия Сунгурова, Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера и прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), Пахомия (Ионова) и Льва (Егорова).
Именинников поздравляем с днем ангела.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к легендарным персонажам, героям нашего Отечества преподобным Александру Пересвету и Андрею Осляби. Вспомним об их подвиге, и поможет нам в этом открытая православная энциклопедия.
Пересвет был брянским боярином, а Ослябя был боярином любутским, оба они были опытными ратниками. Первый принял монашеский постриг с именем Александр, а второй с именем Андрей. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение для войска. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, пронзили друг друга, упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка был воспринят войском, как благословение преподобного Сергия, и, конечно, повлиял на дальнейший ход битвы. Что же касается преподобного Андрея Осляби, то однозначных данных о его кончине нет, но предполагается, что он тоже погиб в Куликовской битве.
Благодаря летописям и исследователям мы можем в подробностях узнать о ходе великого сражения. Сегодня мы на этом останавливаться не будем. Хотелось бы поразмыслить об удивительном призвании святых подвижников. В тропаре преподобных Пересвета и Осляби говорится: «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии...». Что же заставило знатных бояр и опытных воинов принять монашеский постриг? Скорее всего, им хотелось освободиться от своего статуса, смыть кровь с рук, вымолить у Бога прощение за прошедшую в лихих воинских забавах молодость. И, конечно же, они не ожидали, что Господь потребует от них праведности через то, что раньше служило им ко греху — через воинскую службу. И каждый из нас, братья и сестры, приходя в Церковь, оглядываясь на свою прошлую жизнь, хочет очиститься, омыться от своих прежних прегрешений. А самым простым, как нам кажется, способом очиститься является отказ от той деятельности или навыков, что нас связывали с греховной жизнью. Но Господь часто хочет от нас не этого.
В притче о Царствии Небесном Спаситель говорит, что оно подобно закваске, что всквашивает все тесто. Он не говорит, что нужно выбросить тесто и сделать другое. Нет, Он говорит, что то же самое тесто освящается, становится другим. Так и мы призваны освятиться, измениться, но измениться не через отказ от части себя, а через ее преображение. Вот и воины преподобные Александр и Андрей передали Богу свою воинскую природу, и Он преобразил ее и вернул им снова и через нее прославил их у Себя в Царствии Небесном.
Для того чтобы уподобиться святым Пересвету и Осляби, нужно иметь два основных качества, о которых писал и преподобный Серафим Саровский, — смирение и решимость. Сперва смирение и решимость, чтобы отказаться от себя, своей поврежденной натуры, признать себя грешником, внутренне отбросить все, что тянет нас к земному и мирскому. А затем смирение и решимость нужны для того, чтобы принять на себя послушание от Бога, снова взглянуть на свой жизненный опыт и твердой рукой выбрать из него то, что послужит Богу и спасению людей. Это подобно тому, как убийца может переточить свой нож, орудие убийства, в скальпель и спасать им жизни людей. Каждый из нас знает ту страсть, что более всего ведет нас ко греху, и, возможно, именно эта страсть, изле́ченная и преображенная в добродетель, будет более всего угодна Господу.
Преподобные отцы Александре и Андрее, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!