20 сентября. Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

20 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 20 сентября (7 сентября ст. стиль)

 

Сегодня Православная Церковь совершает предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Также творится память: апп. от 70-ти Еведа и Онисифора; мч. Евпсихия Кесарийского, пострадавшего во II веке; мч. IV века Созонта Помпеольского;  прп. Луки Глубокореченского, игумена X века; свт. XII века Иоанна, архиепископа Новгородского; подвижников XIV века - прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби; прп. Серапиона Псковского (XV); прмч. Макария, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (XVII);  прп. XIX века Макария Оптинского.

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.

Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, Григория Аверина, Василия Сунгурова, Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера и прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), Пахомия (Ионова) и Льва (Егорова).

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к легендарным персонажам, героям нашего Отечества преподобным Александру Пересвету и Андрею Осляби. Вспомним об их подвиге, и поможет нам в этом открытая православная энциклопедия.

Пересвет был брянским боярином, а Ослябя был боярином любутским, оба они были опытными ратниками. Первый принял монашеский постриг с именем Александр, а второй с именем Андрей. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение для войска. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, пронзили друг друга, упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка был воспринят войском, как благословение преподобного Сергия, и, конечно, повлиял на дальнейший ход битвы. Что же касается преподобного Андрея Осляби, то однозначных данных о его кончине нет, но предполагается, что он тоже погиб в Куликовской битве.

Благодаря летописям и исследователям мы можем в подробностях узнать о ходе великого сражения.  Сегодня мы на этом останавливаться не будем. Хотелось бы поразмыслить об удивительном призвании святых подвижников. В тропаре преподобных Пересвета и Осляби говорится: «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии...». Что же заставило знатных бояр и опытных воинов принять монашеский постриг? Скорее всего, им хотелось освободиться от своего статуса, смыть кровь с рук, вымолить у Бога прощение за прошедшую в лихих воинских забавах молодость. И, конечно же, они не ожидали, что Господь потребует от них праведности через то, что раньше служило им ко греху — через  воинскую службу. И каждый из нас, братья и сестры, приходя в Церковь, оглядываясь на свою прошлую жизнь, хочет очиститься, омыться от своих прежних прегрешений. А самым простым, как нам кажется, способом очиститься является отказ от той деятельности или навыков,  что нас связывали с греховной жизнью. Но Господь часто хочет от нас не этого.

В притче о Царствии Небесном Спаситель говорит, что оно подобно закваске, что всквашивает все тесто. Он не говорит, что нужно выбросить тесто и сделать другое. Нет, Он говорит, что то же самое тесто освящается, становится другим. Так и мы призваны освятиться, измениться, но измениться не через отказ от части себя, а через ее преображение. Вот и воины преподобные Александр и Андрей передали Богу свою воинскую природу, и Он преобразил ее и вернул им снова и через нее прославил их у Себя в Царствии Небесном.

Для того чтобы уподобиться святым Пересвету и Осляби, нужно иметь два основных качества, о которых писал и преподобный Серафим Саровский, — смирение и решимость. Сперва смирение и решимость, чтобы отказаться от себя, своей поврежденной натуры, признать себя грешником, внутренне отбросить все, что тянет нас к земному и мирскому. А затем смирение и решимость нужны для того, чтобы принять на себя послушание от Бога, снова взглянуть на свой жизненный опыт и твердой рукой выбрать из него то, что послужит Богу и спасению людей. Это подобно тому, как убийца может переточить свой нож, орудие убийства, в скальпель и спасать им жизни людей. Каждый из нас знает ту страсть, что более всего ведет нас ко греху, и, возможно, именно эта страсть, изле́ченная и преображенная в добродетель, будет более всего угодна Господу.

Преподобные отцы Александре и Андрее, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать