20 мая. Преподобный Нил Сорский

20 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 20 мая (7 мая по ст. стилю)

 

В этот день мы творим память:

Мч. Акакия сотника (начало IV в.).

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.

Грузинских прпп. VI века Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского (Кахетинского); Антония Марткопского, столпника; Давида Гареджийского; Зенона (Зинона) Икалтойского; Фаддея Степанцминдского; Исе (Иессея), епископа Цилканского; Иосифа, епископа Алавердского; Исидора Самтавийского; Михаила Улумбийского; Пирра Бретского; Стефана Хирского и Шио (Симеона) Мгвимского.

Прп. Нила Сорского, подвижника XV – начала XVI вв.

Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского в 1815 году.

Прославление икон Божией Матери: Любечская и Жировицкая.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы обратимся к памяти преподобного Нила Сорского. Происхождение преподобного Нила, а в миру Николая Майкова, точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином», но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты были характерны для монахов. Сам же преподобный по этому поводу говорил: «Если кто от родителей известных в миру происходит или имеет родственников, обладающих мирской славой, или сам в каком-либо сане и в чести в миру был. И это безумие есть. Это скрывать подобает». С другой стороны, известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного, одного из близких преподобному Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря, под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» – Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Федорович Майко – личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Иоанна III. Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых. Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.

Пострижен святой Нил Сорский был в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Кассиане, постриженнике Спасо-Каменного монастыря. Временем его пострига можно считать середину 50-х годов XV века.

По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 года до 1475 года имя Нила называет среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кириллова монастыря.

Примерно между 1475–1485 годами преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину, Константинополь и на Афон. Долгое время святой Нил пробыл на Афоне, где основательно познакомился со скитским устройством.

После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, отец Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорскую пустынь). В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины.

Преподобный сформулировал правила жизни в своей обители в 11 главах «Устава скитской жизни». Но в первую очередь «Устав» преподобного Нила – это не регламент скитской жизни, а аскетическое наставление в духовной борьбе. От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось знание Писания и решимость следовать ему. «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». Поэтому в скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях. Подвизаясь с малой братией, преподобный, однако, не оставил книжных занятий, которым придавал большое значение. А также святой Нил Сорский писал, что «цветы добродетелей» расцветают от «безмолвия», что по-гречески «исихия», и иссушаются от бесед. Подвиг состоял в «отсечении помыслов» и «отступлении мира». Своим послушникам Нил Сорский напоминал необходимость физической работы, «ибо жительство и нужды наши от наших собственных трудов должны устраиваться». Он призывал не злоупотреблять милостыней. А «cтяжание» признавал за «яд смертоносный». Но если же случится монастырю нанимать работников, то их «не подобает должной платы лишать». Преподобный Нил Сорский критиковал желание украшать церковь, он учил, что «сосуды золотые и серебряные, даже и священные, не подобает иметь», поскольку это может привести к «восхищению делу рук человеческих» и «гордости» за «красоту зданий». Говоря об украшении церквей как о чем-то излишнем, преподобный цитировал святителя Иоанна Златоуста: «Никто никогда не был осужден за неукрашение церкви».

Преставился преподобный Нил в 1508 году. Перед кончиной он написал «Завещание», в котором просил своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят его звери и птицы, потому что согрешило к Богу много и недостойно есть погребения. Если же так не сотворите, и вы, ископавшее ров на месте, где живем, со всяким бесчестием погребите меня». Однако это завещание ученики его выполнили формально: преподобный был погребен на территории скита у стены церкви Сретения Господня. Несмотря на раннее почитание «начальника скитского жития», какого-либо акта, говорящего о его канонизации, – нет. Очевидно, долгое время он был канонизирован только для местного почитания, а для этого достаточно было устного благословения местного владыки, но когда это произошло – сказать трудно. Общецерковная канонизация святого произошла не позднее 2-й половины XVII века.

Преподобне отче Ниле, моли Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать