Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 20 марта (7 марта ст. стиль).
Неделя первая Великого Поста. Торжество Православия.
Литургия святителя Василия Великого.
Сегодня совершается память: священномучеников епископов Херсонеса: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препро́стого (IV). Свт. Павла, епископа Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского.
Сщмчч. XX века пресвитера Николая Розова; прмч. иеромонаха Нила (Тютюкина), прмцц. Марии Грошевой, Матроны Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной, Анны Гороховой, послушниц.
Прославляются иконы Божией Матери: «Споручница грешных» и Кипрская (Стромынская).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, меньше месяца назад мы вспоминали святую праведную царицу Феодору, заслугами которой в Византии в IX веке было оправдано иконопочитание. После собора 843 года, на котором было осуждено иконоборчество, святая повелела устроить церковное торжество, которое и поныне отмечается нами и называется «Торжеством Православия». Первое воскресение, или, по-славянски, первая неделя Великого поста, всегда носит такое название. Мы не будем сегодня углубляться в историческую справку об установлении этого праздника, потому как тогда придется повторить программу о святой Феодоре. Телезрители, желающие обновить в памяти историю святой царицы, могут воспользоваться интернет-сайтом нашего православного телеканала «Союз» и просмотреть программу «Церковный календарь» от 24 февраля.
Мы же сегодня поговорим о богослужебных особенностях сегодняшнего дня. Со времени установления праздника прошли столетия и в Церкви оформился целый чин. Некоторые говорят о том, что смысл нашего богослужения устарел и нужно все переписывать заново, но сейчас мы посмотрим, устарело ли что-нибудь из этого древнего элемента православной службы? Итак, все происходит таким образом. После литургии духовенство исходит из алтаря на середину храма. На аналое посреди храма полагают иконы Спасителя и Богоматери. Диакон произносит ектенью, в которой молится о том, чтобы Господь соблюдал Церковь невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, о том, чтобы утихли разделения и силой Святого Духа обратились отступившие от Истины, о том, чтобы просветились мысли помраченных неверием, а верные сохранились непоколебимыми в вере. Поются благодарственные тропари, читается Священное Писание: Апостол и Евангелие. И снова диакон молится о прекращении ненависти, обид и вражды, и об умножении любви такими словами: «Истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй». А затем священник в молитве обращает ко Господу такие слова: «Будь милостив, молит Тебя Твоя Церковь, представляюще Тебя Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, будь милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоей, заблуждающимся же просвети разумные очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и открой слух, да познают голос Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему». И снова диакон (а если имеется, то протодиакон) возглашает: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един», а затем произносит: «Православия день празднующе, православные люди, более всего прославим Виновника всех благ Бога, благословенного во веки» и читает Символ веры. Затем он распевает такие строки: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем». На этом моменте расходятся два чина Торжества Православия – краткий и полный. Отличие их в произнесении анафемы. В народной среде есть представление, что анафема – это какое-то злое проклятие, за которым для того, на кого оно провозглашено, следуют беды и болезни. Но само по себе греческое слово «анафема» переводится как «отлучение». То есть провозглашение анафемы –это призыв к нам, верным христианам, воздержаться от тех или иных взглядов, что находятся под анафемой или удалиться от общения с тем или иным человеком, чтобы не заразиться вредными, душегубительными мнениями. Вот некоторые из анафематизмов, провозглашавшихся до 1917 года.
« Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен и все в нем без Промысла Божия и случайно происходит: анафема.
– Утверждающим, что Бог не есть дух, но плоть; или не считающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и подобные хуления произносящим: анафема.
– Дерзающим говорить, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого Бога: анафема.
– Безумно утверждающим, что не нужно было для спасения нашего и очищения грехов пришествия в мир Сына Божия во плоти, и Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема.
–Отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
– Отметающим все таинства святые, Церковью Христовою содержимые: анафема.
– Ругающим и хулящим святые иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, для побуждения взирающих на них к благочестию и подражанию святым принимает, и говорящим что иконы это идолы: анафема».
После же возглашения анафемы пропевается вечная память всем почившим православным патриархам и епископам, царям, князьям и многим другим. В данном случае даже не делается отличия между святыми и не прославленными в лике святых. Все ставятся в один ряд, так как все почившие православные достойны вечной памяти. Завершает чин многолетие ныне живущим патриархам и епископам, властям и всем православным христианам. В заключение звучит гимн святого Амвросия Медиоланского: «Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем…».
Братья и сестры, хотя я привел несколько сокращенный вариант, но разве можем мы сказать, что хоть что-то из прозвучавшего устарело? Все эти молитвы и прошения, все возглашения актуальны до сих пор и звучат в храмах вот уже более тысячи лет. Будем же внимательны к православному богослужению, дабы не упускать спасительные истины, в нем содержащиеся.
Вси святии православные, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 21 апреля 2024
Церковный календарь 21 апреля. Неделя 5-я Великого поста. Преподобная Мария Египетская
Евангелие 21 апреля. А кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!