Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня вторник, 2 мая по новому стилю, или 19 апреля по старому.
И сегодня Святая Церковь творит память:
мчч. начала IV века Феоны, Христофора, Антонина; сщмч. Пафнутия, епископа Иерусалимского; прп. Иоанна Ветхопещерника, иеромонаха 8-го века; свт. Георгия исп., епископа Антиохийского VIII–IX вв.; свт. Трифона, патриарха Константинопольского IX–X вв; прп. Никифора Катавадского, игумена. Свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского почившего в 1934 году и блж. Матроны Московской, преставившейся в 1952 году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы попробуем затронуть хотя бы часть труднейшей жизненной истории святителя Виктора (Островидова), архиерея, оказавшегося в гуще ужасно сложных внутрицерковных проблем XX века. Тогда еще Константин Островидов родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны в селе Золотое Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Он окончил Камышинское духовное училище, затем Саратовскую духовную семинарию и в 1903 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. И уже 28 июня того же 1903 года был пострижен в монашество с именем Виктор, а через 2 дня рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске.
Отец Виктор вел активную миссионерскую деятельность среди чувашей. В последующие 15 лет его ждал ряд перемещений. Сперва в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, затем в Александро-Невскую лавру. В 1910 году отец Виктор становится настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря Петроградской епархии в сане архимандрита, а с 21 февраля 1918 года назначается наместником Александро-Невской лавры. Уже через два года, 8 января 1920 года отец Виктор хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. И в том же году приговорен Вятским губревтрибуналом к лишению свободы на пять месяцев. Владыка Виктор очень решительно выступил против обновленческого движения и 12 августа 1922 года был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. Лишь 23 февраля 1923 года он был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. 14 мая 1926 года после возвращения из ссылки святитель в очередной раз был арестован за организацию епархиальной канцелярии и 20 августа приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской Автономной Области, где ему пришлось жить в помещении под колокольней Никольского собора.
Во время своего краткого пребывания в Москве, после освобождения из тюрьмы, к тому времени уже архиепископ Виктор встретился с заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной области), временно управляющим Вятской епархией.
16 сентября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий издал указ о преобразовании Ижевского викариатства в самостоятельную епархию «главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте», связанной с обновленчеством.
1 октября 1926 года освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в город Глазов. 29 июля 1927 года митрополит Сергий выпустил по требованию властей декларацию о «лояльности». Власти, добиваясь от Церкви публичного заявления о лояльности, не столько желали ее лояльности, сколько имели цель публикацией определенного рода документов произвести смятение среди православных и поставить Русскую Православную Церковь под угрозу нового раскола. И этого им достичь удалось.
Владыка Виктор резко негативно отнесся к декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Вскоре последовал указ заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между пятью соседними епархиями. В октябре 1927 года епископ Виктор направил митрополиту Сергию письмо с критикой декларации и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. В июле 1927 года он был перемещен митрополитом Сергием на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии с правом управления последней.
Однако нового назначения святитель не принял и 16 декабря 1927 года сообщил письмом митрополиту Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским. Письмо также содержало резкую критику декларации, которую он назвал «глумлением… над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения». Также он приложил составленное им тогда же «Письмо к ближним», в котором называл декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от декларации.
В начале 1928 года владыка завязал переписку с ленинградскими иосифлянами и в марте составил резкое «Послание к пастырям», в котором критиковал митрополита Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев. Но 4 апреля 1928 года владыка был арестован в Глазове, а 18 мая приговорен к трем годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), возглавлявшему на тот момент иосифлянское движение.
В Соловецком лагере особого назначения святитель Виктор работал бухгалтером канатной фабрики. Он участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. О нем прекрасно отзывался его соузник в Соловках, будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. По завершении лагерного срока, 10 апреля 1931 года владыка был приговорен к ссылке в Северный край на три года. 13 декабря 1932 года снова был арестован в ссылке, 10 мая 1933 года приговорен еще к трем годам ссылки в тот же Усть-Цилемский район, в отдаленное село Нерицу. Там святитель исповедник тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался. Владыка был похоронен на кладбище села Нерица Усть-Цилемского района Северного края.
1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица после 63-летнего пребывания их в болотистой почве и с 2005 года находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.
Святителю отче Викторе, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!