Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 2 апреля (20 марта ст. стиль).
Суббота 3-й недели Великого поста. Литургия святителя Иоанна Златоустого. День особого поминовения усопших.
Сегодня память: мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора (Фотина) и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (I). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (Феодоры) (начало IV в.). Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных в конце VIII века. Свт. Никиты Исповедника, архиепископа Аполлониадского (первая половина IX в). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (XVI – начало XVII в.). Сщмч. Василия Соколова, диакона (ум. 1938).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим об эпохе Смутного времени на Руси и об одном из подвижников и страдальцев этого времени. Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области. Его отец Симеон и неизвестная по имени мать жили около Ладожского озера. Близость Валаамского монастыря оказала влияние на религиозное настроение Ефрема. Он оставил родительский дом и поселился на некоторое время при монастыре. Там он приобрел знание богослужебного устава и сроднился с суровыми условиями иноческой жизни. Но иноком Ефрем пока не стал. Затем он переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал служить чтецом в селе Долосском в двадцати верстах от города Устюжны Железопольской, что ныне в Вологодской области.
Ефрем успел достигнуть зрелого возраста, когда благодать Божия коснулась его сердца и зажгла в нем непреоборимое желание принять иноческий подвиг. Приведя свой дом в полный порядок и распорядившись своим имуществом, Ефрем пошел в путь, не имея с собой ничего, кроме единственно бывшей на нем одежды. В твердом решении стать иноком Ефрем приходит в Тихвинский Успенский монастырь и умоляет настоятеля и братию удостоить его пострижения. Зрелый возраст просителя, его рассказ о юности, проведенной под кровом Валаамской обители, о продолжительных годах службы Церкви Божией в должности чтеца снискали ему общее доверие, и его просьба вскоре же была исполнена. Прожив некоторое время в Тихвинской обители, преподобный почувствовал великое, неудержимое желание уйти в пустыню, уединение, и там потрудиться Богу суровой постнической жизнью и безмолвием. Он пошел к игумену, рассказал ему о своем желании и испросил благословения на задуманное дело. Настоятель благословил его, дал наставление о пустыннической жизни и отпустил с миром из монастыря, сказав: «Иди, чадо, Бог с тобою!».
Так в 1600 году святой начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера, в пятидесяти верстах от Устюжны. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только грибами, ягодами да дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить, так образовалась обитель.
В смутном 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в пу́стыни святого подвижника спасалось от разбоя множество людей. Обитель святого Евфросина казалась удобным и безопасным убежищем, будучи удалена от жилых мест и окружена реками, озерами и зыбучими мхами. Но обители суждено было потерпеть поругание. Преподобный Евфросин прозрел надвигавшееся бедствие и предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты. 19 марта 1612 года преподобный открыл им, что приближаются вооруженные поляки, предложил позаботиться о своей безопасности и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. «Почему же ты не уходишь от этого святого места?» – спрашивали они. Старец отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался святого и ушел из обители, спасся, а все оставшиеся погибли жестокой смертью.
Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. «Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им нужно беречь себя для детей». После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве.
На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: «Старец, отдай нам имение монастыря». «Все имение этого монастыря и мое – в церкви Пречистой Богородицы», – ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина.
Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года мощи преподобного Евфросина Синозерского были перенесены под колокольню. После революции, в 1936 году мощи были вскрыты безбожниками, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, а затем хранились в фондах. Но 14 июня 1991 года мощи преподобного Евфросина были переданы Русской Православной Церкви и теперь почивают в приделе во имя священномученика Антипы в Казанской церкви города Устюжны.
Преподобне отче Евфросине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!