Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 19 января (6 января ст. стиль).
Мы празднуем двунадесятый праздник Святое Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Также сегодня вспоминается преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского в 1894 году.
Братья и сестры, мы поздравляем всех с прекрасным праздником Богоявления и желаем, чтобы в жизни каждого из нас произошло явление Господа, реальная встреча с Ним, ведущая к преображению нашего ветхого человека во образ Христов. А именинников мы поздравляем с днем ангела.
Сегодня многие программы нашего телеканала подробно рассказывают о празднике Богоявления, поэтому, чтобы не оставить в тени прекрасного святителя и подвижника XIX века святого Феофана Затворника, память которого тоже совершается сегодня, посвятим время ему.
В миру Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году Георгий окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1841 окончил академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. Будущего святителя в сане архимандрита ждал ряд назначений: в 1855 году отец Феофан уже преподает в Санкт-Петербургской духовной академии, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. И вот в 1859 году он хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.
В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище и в то же время заботится о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 года святитель на Владимирской кафедре. И вот казалось бы, внезапно в 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможность покоя привлекала владыку, а новый духовный подвиг. Время, остававшееся от богослужения и молитвы, святитель посвятил письменным трудам. Однако хоть и мало уделял времени преосвященный Феофан общению с внешним миром, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел в Вышу. И тогда явилась мысль о полном затворе, которая впрочем осуществилась не сразу.
Сначала святитель провел в строгом уединении Святую Четыредесятницу, и опыт был удачным. Потом он уединился на более продолжительное время – на целый год, после чего уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе, в который он ушел после Пасхи 1872 года. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Сам же владыка, умаляя свои подвиги, в одном из писем дает такую характеристику своему затвору: «Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться […] Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку […] ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».
Надо сказать, святитель Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени. Занятия Вышенского Затворника не ограничивались одной молитвой, богомыслием и чтением. Он глубоко осмысливал все прочитанное, затем письменно излагал это просто, доходчиво и по-богословски возвышенно, с подробнейшими изъяснениями, в реализации писательских способностей он видел свое служение Церкви. В одном из писем находим такие строки: «Писать – это служба Церкви или нет?! Если служба – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?»
Потребуется несколько страниц для того, чтобы только перечислить все то, что было написано святителем Феофаном в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой его кончины в 1894 г. Все богословское наследие писателя-затворника пронизано мыслью о спасении души – он оказывал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Наиболее значительные его труды: «Письма о христианской жизни», перевод «Добротолюбия», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения». Помимо духовно-литературных и научных трудов, он занимался иконописью, музыкой, разнообразным рукоделием, выращиванием растений на балкончике, наблюдением за небесными светилами. Ко всему прочему, сам шил для себя одежду. Почил святитель мирно 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня и погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Давайте прочтем для примера, что говорит нам со страниц своих писаний святитель Феофан: «Думаю, что в нашем уме все еще остается неопределенным – что же именно нужно делать, чтоб спастись? Ныне я отвечу вам на это в нескольких словах: веруйте во все, во что веровать повелевает святая Церковь, и, приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения святой Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей – и спасетесь». Вот так кратко и четко указывает нам путь святой Феофан, а во многих своих трудах поясняет, как же нам двигаться по этому пути спасения в Церкви.
Святителю отче Феофане, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!