19 ноября. Преподобный Лука, иконом Печерский

19 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 19 ноября (6 ноября ст. стиль).

 

Сегодня Церковь прославляет память: мцц. III века Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны; сщмч. Павла I патриарха Константинопольского IV века; прп. Луки Тавроменийского, подвижника VIII–XIX века; прп. Варлаама Ху́тынского, XII века; прп. Луки, иконома Печерского XIII века, в Ближних пещерах почивающего; свт. Германа, архиепископа Казанского и Свияжского и прп. Варлаама Керетского XVI века;

Святых XX века: сщмчч. Никиты (Делекторского), епископа Орехово-Зуевского, пресвитеров Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова, Василия Крылова, прмчч. Варлаама (Никольского), Гавриила (Владимирова), Гавриила (Гура), прмцц. Нины (Шуваловой) и Серафимы (Горшковой).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о домостроительстве. Домостроительство по-гречески будет «икономи́я». Отсюда же и термин «экономика». В 7-й песне канона Киевским преподобным Ближних пещер воспевается преподобный Лука «иконом» как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской Лавре (возможно, веке в XIII), больше о нем ничего не известно. Экономы Киево-Печерской Лавры, почитая его своим покровителем, имеют в своих помещениях икону преподобного Луки-«иконома».

«Православная энциклопедия» дает нам следующее определение икономии. Икономия – один из важнейших принципов церковного правового творчества, правоприменительной практики и душепопечения. В настоящее время под икономией обычно понимается отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае, или приведение объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения Церкви. Поясню примером – отступлением от точного исполнения канонического порядка являются наши посты. Ведь никто из нас не соблюдает пост так, как это предписано в уставе, и при этом мы не говорим, что это грех. Это икономия. Тот Церковный устав, который принимается нашей Церковью, так называемый «Типикон», является Иерусалимским уставом, которому уже почти полторы тысячи лет. Он усиленно внедрялся у нас в конце XIV века Московским митрополитом Киприаном и был закреплен в России Стоглавым собором и книжной справой патриарха Никона. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена уже в 1695 году, при патриархе Адриане. Дальнейшие издания ограничивались лишь небольшими изменениями в тексте, правками и вставкой в Месяцеслов служб новым святым. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов предпринимались попытки реформирования богослужебного Устава, но из-за революции, гражданской войны и обновленчества они не были приняты. В результате мы привыкли к постоянному применению принципа икономии.

Иерусалимский устав писался для другой эпохи, другого климата, образа жизни, и, конечно же, для монахов. Например, кто из нас может соблюдать среду и пятницу по Типикону? Ведь в эти дни по уставу нужно не только воздерживаться от мяса, рыбы, молока и растительного масла, но даже варить пищу нельзя, а вкушать ее можно только один раз в день. Это не говоря уже о Великом посте. Но и в обычные дни вкушать пищу по уставу нужно только дважды. На обед – 2 блюда, на ужин – одно, причем на ужин есть то же, что и в обед. Братья и сестры – это все про монашество! И поэтому нужен в монастыре человек, эконом, который следит за соблюдением устава и хозяйственными делами. Но если в вашу сторону  кто-нибудь кинет упрек, мол, вы поститесь не по уставу, то смело отправляйте человека читать устав, чтобы он понял, что никто у нас, даже в монастырях, не постится по строгой букве устава. Да и смысл поста – в душевной пользе, а не соблюдении некоего закона. Господь сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Но как верно написано в определении термина «икономия», она производится «с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае», что означает не полную отмену рекомендаций по соблюдению поста, а лишь адаптацию к каждому индивидуальному случаю. Кто-то болеет, кто-то работает или учится, какая-то женщина беременна или кормит ребенка. Для каждого подход индивидуальный, и каждый сам для себя должен определить меру поста. Священник лишь дает советы по аскезе и благословляет выбранный добровольно и совместно образ поста и молитвы. Без добровольного выбора невозможно прийти к духовной пользе. Старая пословица гласит: «невольник не богомольник», то же самое можно применить и к посту. Наша задача научиться быть свободными от пищи и других телесных услад, а не мучить себя отказом от необходимого. Худший пост – пост, ведущий к унынию. Так что, дорогие братья и сестры, в преддверии Рождественского поста, а он уже начнется через неделю, будем потихонечку выбирать для себя меру воздержания и подвигов, молитвами преподобного Луки-иконома.

Преподобне отче Луко, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы