19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 19 августа (6 августа ст. стиль).

 

Хотя идет Успенский пост, мы сегодня торжественно отмечаем двунадесятый Господский праздник – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В плане воздержания, это самый нестрогий день в Успенском посту: даже монастырский устав сегодня разрешает рыбу.

Мы всех сердечно поздравляем с этим замечательным праздничным днем!

 

Братья и сестры, буквально только что мы слышали евангельское повествование от апостола Матфея о событиях Преображения Господня на горе Фавор. А святой апостол Петр в своем Соборном послании вторично засвидетельствовал, что он был свидетелем этого чудесного момента и слышал с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Но тем не менее какая-то важная смысловая часть дивного праздника будто бы все время ускользает от нас. Для нас, живущих в миру, конечно, является важным, что во время преображения нашего Спасителя на горе Фавор апостолам Петру, Иакову и Иоанну была явлена Слава Божия, и на этом факте базируется целое учение о Нетварном Свете. Вся практика исихазма, умной молитвы свидетельствует, что и поныне Нетварный Свет, Слава Божия, Божественные энергии проницают наш видимый мир и могут быть даже ощущаемы святыми подвижниками посредством телесных чувств. Но много ли среди нас исихастов и ревностных делателей Иисусовой молитвы? Отнюдь.

Нет, в этом празднике скрывается еще нечто важное, важное именно для нас, для тех, кто живет обычной приходской жизнью, по мере сил борясь со своими страстями. Само название праздника подсказывает, куда нам направить ход мысли. Преображение Господне по-гречески звучит как «Метамо́рфосис ту Кири́у», Метаморфоза Господня – изменение внешней формы нашего Спасителя. Еще древнеримский поэт Овидий размышлял о метаморфозах,  о том, что нечто или некто могут менять внешний облик, не меняя своей глубинной сути. Строго говоря, выражение «метаморфоза человека» должно означать лишь перемену внешних признаков и свойств, но не личности. Хотя в наше время, когда мы говорим о преображении тех или иных людей, то часто подразумеваем именно внутреннее изменение. Например, был грешник, преобразился и стал святым, пусть даже внешне он мог особо и не измениться. Но наш Господь и Спаситель Иисус Христос, восходя на гору Фавор, не преображался внутренне: Он всегда был, есть и будет Вечным Богом, Логосом, Второй Ипостасью Святой Троицы, Предвечным Сыном Божиим. Он претерпел метаморфозу в своем первоначальном значении: изменился внешне, не изменяя Своей сути. Важно, что Его внешность и до, и во время, и после Преображения не противоречила Его Божественной Личности, облеченной в человеческое тело, а лишь выражала какую-то из возможных форм.

Прошу прощения за путаные слова. Наверное, лучше всего эту мысль сформулировал апостол Павел в Послании к Филиппийцам. Этот отрывок мы слышим очень часто, на все Богородичные праздники, но, к сожалению, из-за громадной разницы между греческим и русским или славянским языком нужные нам смысловые оттенки теряются. Попробуем их восстановить. Апостол Павел пишет о нашем Господе и Спасителе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.  (Флп. 2, 6-8) Мы привыкли к тому, что понятие «образ» несет смысл подобный словам «икона», «изображение». Но в греческом оригинале здесь стоит слово «морфи́», то есть вид, форма, внешность, видимость. Что же будет, если мы заменим слово в тексте на более подходящее? Получится примерно такой перевод: «Он, будучи формой Самого Бога, не был самозванцем, называясь  равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв форму и внешность раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Братья и сестры, казалось бы, к чему все эти рассуждения о нескольких греческих словах? Какое отношение это имеет именно к нам? А самое что ни на есть прямое. Мы с вами каждую неделю, а кто-то, может быть, и чаще, на Божественной Литургии выступаем в роли тех самых апостолов, что восходили на гору Фавор. Разница лишь в том, что на Фавор Господь взял с собой именно тех, перед кем хотел преобразиться видимым образом, а в храм приходят все, кто хотят. Но только Преображение Господне открывается далеко не каждому. За Божественной литургией из алтаря доносятся евангельские слова Спасителя «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», а затем «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». И с того момента, как священник призывает на хлеб и вино Господа Святого Духа, на Престоле находятся самые настоящие, самые истинные Тело и Кровь нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, то есть Сам Воскресший Христос Бог. А значит и слова: «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» священник произносит от лица Самого Христа. И вот наступает момент литургии, когда священник и диакон выносят из алтаря Святую Чашу, в которой находятся истинные Тело и Кровь Христовы, принимая которые, мы принимаем Самого Господа Иисуса, таинственно соединяясь с Ним. Именно в этот момент все стоящие в храме находятся на горе Фавор. Только одни видят лишь священника с позолоченной чашей, а другие, кто поверил в Воскресение Христово, видят Самого Христа, живого, улыбающегося, умершего за нас и воскресшего, зовущего нас в Свои Небесные обители. Помните, что сказал Петр Иисусу на Фаворе: «Господи! хорошо нам здесь быть!» Вот как мы должны себя ощущать в этот момент. Мы ведь можем представить, что со Святой Чашей на солею вместо священника вышел Сам Воскресший и Преображенный Спаситель, разве кто-либо останется безразличным? Кто-то упал бы ниц, кто-то бы выбежал из храма, кто-то припал к Его ногам. Но никто из верных не посмел бы ослушаться Его слов: «Со страхом Божиим и верою приступите».

С Праздником Преображения, и всего вам доброго, дорогие телезрители!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы