18 октября. Священномученик Дионисий, епископ Александрийский

18 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 18 октября (5 октября ст. стиль).

 

И сегодня мы совершаем память: сщмч. Дионисия Александрийского, епископа III века;  мцц. начала IV века Харитины Амисийской и Мамелхвы Персидской; прп. подвижника IX века Григория Хандзойского; прпп. Дамиана, пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея, прозорливых, Печерских святых XI века, в Ближних пещерах почивающих; прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся, игумении XIII века; свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.

Прписп. Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского, почившего в 1959 году.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами мысленно обратимся к первым векам христианства с помощью дошедших до нас писем святителя и священномученика Дионисия, епископа Александрийского. Он был в зрелом возрасте обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном и стал его учеником. Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии. Много сил прилагал святитель Дионисий для защиты православия от ересей и укреплял свою паству в твердом исповедании истинной веры во время гонений от императоров Декия и Валериана в середине III века. Святой епископ претерпел много страданий. Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: «Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Сам святой Дионисий не меньше паствы просиял делами любви и благотворительности. Скончался он в 264 или 265 году.

Дорогие друзья, очень ценно то письменное наследие святителя, что дошло до наших дней. Одно из писем было адресовано Фабию, епископу Антиохийскому, оно сохранилось благодаря древнему церковному историку Евсевию Кессарийскому. Вот о чем он пишет: «Гонение началось у нас не со времени царского указа, но целым годом ранее. Какой-то предвещавший бедствия этому городу поэт еще наперед возбудил и возмутил против нас толпы язычников, воспламенив в них обычное суеверие. Возбужденные им, они считали вполне позволительным всякое злодеяние и единственное благочестивое дело полагали в служении этим своим демонам, именно в убийствах, замышляемых против нас». И далее святой Дионисий описывает те зверства, что предпринимали его современники по отношению к христианам. Эти повествования чем-то очень схожи со свидетельствами о страданиях наших новомучеников и исповедников. Схожи тем, что в них нет никаких ярких чудес, нет грома и молний, поражающих мучителей, нет высокопарных речей, всего того, что является особенностью стиля житийной средневековой литературы, с которой работал, к примеру, святитель Димитрий Ростовский. Повествования святого Дионисия очень краткие:

«Прежде всего захватили они старца, по имени Метру, и заставляли его произносить богохульные слова, а когда он не послушался их, стали наносить ему удары палками по телу, кололи ему лицо и глаза острыми тростями и, отведя в предместье, побили камнями. Потом отвели они в идольское капище одну правоверную женщину, по имени Квинту, и принуждали ее поклониться идолам. Α когда она с отвращением отказалась от этого, схватили ее за ноги и потащили чрез весь город по неровной мостовой... и, поражая в то же время бичами, отвели на то же самое место и убили. Затем все вместе стали врываться в дома богобоязненных (христиан), и каждый спешил ограбить известных ему соседей и расхитить имущество их. Более ценные из домашних вещей они брали себе, а более дешевые и сделанные из дерева раскидывали и сжигали на улицах, так что Александрия походила на город, находящийся в руках неприятелей». Святитель пишет и о том, как отрекались христиане: «Все были поражены страхом. И тотчас же многие из знатнейших людей от страха сами спешили исполнить повеление императора; других, занимавших общественные должности, вынуждали сделать это самые занятия их; иных увлекли близкие к ним лица. Вызываемые по именам, они приступали к нечистым и скверным жертвоприношениям — одни бледные и трепещущие, как будто им предстояло не жертву принести, но самим сделаться жертвами, закалаемыми в честь идолов. Многочисленные толпы приступившего к ним народа смеялись над ними, и для всех ясно было, что они боятся и вкусить смерть и принести жертвоприношение. Другие же смелее приближались к жертвенникам и самою смелостью старались показать, что они и ранее не были христианами». С такими подробностями святой приводит примеры мученической кончины нескольких десятков святых.

Братья и сестры, не будем идеализировать первые века христианства и думать, что в наше время Дух Святой действует менее, нежели тогда. Люди остаются людьми и ведут себя примерно одинаково во все времена, наступают на те же грабли. Но в жизни каждого из нас всегда остается место для подвига, любви, святости, для свидетельства о вере.

Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать