18 марта. Великомученик Феодор Тирон и благословение колива

18 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 18 марта (5 марта ст. стиль).

 

Сегодня пятница первой недели Великого поста. Совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Сегодня мы творим память: мч. Ко́нона Исаврийского и мч. Онисия Усуровского (I). Мч. Конона Памфилийского, огородника (III). Мц. Ираиды; мч. Евлогия, иже в Палестине; мч. Евлампия Палестинского; прп. Марка Нитрийского (V). Прп. Исихия Вифинского, подвижника (VIII). Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев в 1463 году. Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского, игумена XVI века.

Сщмчч. XX века: Николая Покровского, Иоанна Миротворцева пресвитеров, прмчч. иеромонаха Мардария (Исаева) и иеродиакона Феофана (Графова). Обре́тение мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского в 1996 году.

Прославляется икона Божией Матери «Воспитание».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, наш богослужебный устав имеет одну специфическую особенность. По традиции, идущей еще из Ветхого Завета, о чем мы читаем в книге Бытия, церковный богослужебный день начинается с вечера. Вот основание для этого из Библии: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Быт. 1, 31). Сначала вечер, потом день. И в сегодняшнем богослужении это особенно заметно. Как мы сказали, сегодня совершается литургия Преждеосвященных Даров. По уставу она совмещается с вечерней. Но в Русской Православной Церкви сформировалась традиция, согласно которой Преждеосвященная Литургия служится не вечером, как это предполагается уставом, а утром, как и рядовая литургия Иоанна Златоуста. Почему произошло это смещение, можно рассуждать долго,но мы не будем на этом останавливаться. Замечу только, что в каждом крупном городе, думаю, можно найти храмы, в которых литургия Преждеосвященных Даров служится, как это и положено, вечером. В Петербурге таких храмов достаточно много. Ко всему прочему, возвращение к изначальной традиции дает возможность участия в редкой великопостной литургии людям, занятым с понедельника по пятницу на работе и не имеющим возможности прийти в храм в будние дни. Почему же именно сегодня мы замечаем особенность того, что богослужебный день начинается с вечера? А потому, что сегодня после литургии освящается коливо. Коливо, или кутья́, или также со́чиво, – это вареная пшеница, рис или иные злаки, подслащенные медом или сахаром, часто с добавлением изюма и других сухофруктов. Освящается оно сегодня в воспоминание чуда, связанного с великомучеником Фео́дором Ти́роном, память которого является переходящим праздником в первую субботу Великого поста. По обыкновению, в пятницу после литургии читается канон великомученику Феодору и благословляется кутья. Почему? А потому что Преждеосвященная литургия соединена с вечерней, а значит это уже не пятница, а суббота – день памяти святого Феодора. Так получается, что в большинстве храмов, где Преждеосвященная служится утром, суббота начинается в пятницу утром; кстати сказать, так же дело обстоит и со средой, когда тоже служится Преждеосвященная. Но по большому счету эти смещения не имеют принципиального значения для молящихся, ведь они влияют только на одинаково прекрасные тексты молитвословий, что поются хором и читаются чтецами.

Почему же мы освящаем коливо на день памяти великомученика Феодора Тирона? Ведь об этом в его житии ничего не говорится. В городе Амасии Понтийской области во время гонения императора Максимиана на рубеже III – IV веков воина Феодора вместе с другими христианами принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, святой Феодор был подвергнут жестоким пыткам и заключен в темницу. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и укрепил его. Приведенный вновь к правителю, великомученик Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Феодор сам взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Было это около 305 года.

Основанием для традиции освящения кутьи стало событие, произошедшее уже через полвека после честных страданий великомученика. В эпоху, когда, казалось бы, христианство стало государственной религией, к власти в Византии пришел император Юлиан Отступник. Желая надругаться над христианами, он приказал градоначальнику Константинополя в первую седмицу Великого поста окроплять все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели бы вареную пшеницу с медом, то есть коливо, или, что то же самое, – кутью, сочиво. Казалось бы, почему христиане не могли пренебречь этим окроплением? Ведь апостол Павел пишет: Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Но далее Павел разъясняет: Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных (1 Кор. 8, 7–9). Эти слова апостола Павла означают, что архиепископ Евдоксий хотел уберечь немощных в вере не от мнимого осквернения, а от смущения, от возможного раскола, всех христиан хотел уберечь от надменного насмехательства язычников, которые бы сказали: «Вот мы всех их заставили вкусить идоложертвенного». Кутья была нужна не для того чтобы сохраниться от якобы оскверненной пищи, потому что, как сказал апостол, для чистых все чисто, и как учил Сам Господь: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк. 7, 15). Но ради сохранения церковного единства, ради соблюдения доброго христианского облика, для свидетельства перед язычниками, то есть для пользы церковной – вот для чего нужно было явление святого Феодора. Потому и мы, памятуя об этом чуде, будем благоговейно вкушать коливо, как лекарство от соблазнов и разделений, с благодарением Господу о единстве и мире церковном.

Святый великомучениче Феодоре Тироне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать