Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 18 апреля (5 апреля ст. стиль).
Понедельник 6-й недели Великого поста. Божественной литургии нет. Эта неделя имеет свое название — седмица ваий. Строго говоря, уже в эту пятницу завершается Святая Четыредесятница, затем идет Лазарева суббота, Вербное воскресенье и мы входим в завершительную и очень строгую часть поста - Страстную седмицу.
А сегодня мы творим память: мчч. Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними пострадавших. Прп. Пуплия Египетского, прпп. Феоны, Симеона и Форвина, прп. Марка Афинского (IV). Прп. Платона, игумена и исповедника Студийского (VIII – начала IX в.). Прп. Феодоры Солунской, подвижницы IX века. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России в 1652 году.
Сщмчч. 30-х годов XX века пресвитера Алексия Кротенкова и сщмч. Николая Симо, пресвитера Кронштадтского.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, обратим свой мысленный взор к жизненному пути одного Кронштадтского священномученика XX века, современника и сподвижника святого батюшки Иоанна Кронштадтского – поговорим о протоиерее Николае Симо. Николай родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо; в 1888 году отец Адам был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.
В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова, и 23 ноября 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе. Настоятелем Андреевского собора в это время был сам отец Иоанн Сергиев. Отцу Николаю разрешили служить только раз в неделю по воскресным дням, между первой и второй литургией. Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, которых в то время было около восьмисот человек.
В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его вместе с садом и домом, но с условием, чтобы оно использовалось под храм. Кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Духовенство Андреевского собора оказало энергичное противодействие этому предприятию, выказав незаинтересованность в появлении второго храма в непосредственной близости от собора, и обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян, здание было продано купцу Николаю Туркину, и он передал его эстонскому приходу.
1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский с собором духовенства освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня, богослужение в нем совершалось на русском и эстонском языках.
Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и они пожаловались на это кронштадтскому пастырю. И отец Иоанн, спросив отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно, пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией. Поражает, как настойчиво батюшка Иоанн сохранял выбранную им линию созидания Церкви Христовой, вне зависимости от общественного мнения, даже духовенства.
Кроме совершения богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий, а также был руководителем кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского «Попечительства о народной трезвости».
В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет. Отец Николай шел путем ревнителя православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.
В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, отец Иоанн Кронштадтский к тому времени был на небесах с Господом уже почти десять лет, и возникла необходимость заместить вакантное место.
13 декабря того же несчастного 1917 года отец Николай был назначен священником Андреевского собора, а в 1923 году – настоятелем. Но смутное время советских гонений давало о себе знать. Первый раз отец Николай был арестован в марте 1921 года по подозрению в участии в кронштадтском восстании, но через две недели освобожден за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.
При попытке захвата церковной власти обновленцами протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на собрание они не пойдут. Отцу Николаю сказали, что в случае неявки их могут арестовать гражданские власти. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», – сказал отец Николай.
Протоиерей Николай был арестован 13 октября 1930 года. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека: почитателей отца Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии. В то время, когда отец Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать и тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского) и усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви потакательство безбожной власти. 14 февраля 1931 года к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта. Протоиерей Николай не изменил своей позиции во время следствия и отказался давать какие бы то ни было сведения сотрудникам ОГПУ. В результате протоиерей Николай Симо был приговорен к расстрелу и казнен 18 апреля 1931 года, а погребен в безвестной могиле.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!