Аудио |
|
Скачать .mp3 |
17 сентября – память священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.
Сегодня мы говорим об архиерее Русской Православной Церкви XX в. Священномученик Григорий родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 ноября 1878 г. Отец его протоиерей Алексей Лебедев служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать – Мария – была дочерью местного священника. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая – у будущего владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец.
Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. По окончании его юноша поступил в местную духовную семинарию, в 1898 г. окончил ее и по благословению отца поступил в послушники в Богородице-Рождественский мужской монастырь Коломны, известный под названием Бобренев. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. В 1899 г. он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Казанской духовной академии, которую окончил в 1903 г. по 1-му разряду. Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года.
Последовал переезд в Москву, там педагогическая деятельность продолжилась. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском сиротском институте. В 1919 г. заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете. Чувствуя иное призвание, Александр покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана. С переходом монаха Григория в Свято-Даниловский московский монастырь его наставником стал епископ Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 2 декабря 1923 г. Святейший патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа и направил нового владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской митрополии. Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий стал стойким защитником православия.
Как наместник лавры владыка прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым), впоследствии – преподобным Серафимом Вырицким. К этому периоду архипастырства относятся дошедшие до нас проповеди епископа Григория. Владыку в Петрограде дважды арестовывали. Первый раз, в декабре 1924 г., как наместника лавры, «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». Был освобожден 17 апреля 1925 г. Повторно епископа Григория арестовали 31 марта 1927 г. Он вышел на свободу 19 ноября того же года во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг «Послания (Декларации) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 г.».
Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, причисленного ныне Православной Церковью как священномученика к лику святых. С митрополитом Сергием епископ Григорий стремился сохранять нормальные, непредвзятые отношения. Но принципиально несогласный с Декларацией, призывающей к дружбе с богоборческой властью, и скорбя о тех разделениях, которые она внесла в жизнь Церкви, он написал в 1928 г. заместителю патриаршего местоблюстителя искреннее письмо, в котором выразил свои глубокие переживания и просьбу освободить его от исполняемых обязанностей наместника и викария.
Владыка Григорий уехал на родину, в Коломну, где много работал над богословскими трудами. Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормлял своих духовных чад, которые приезжали к нему; из сохранившихся его писем видно, каким духовно чутким, любящим и мудрым наставником был он для них.
Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистско-монархической организации в Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение. 10 мая 1937 г. был последний допрос. Убедившись в твердости владыки, следователи больше его не вызывали. 13 сентября епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня владыка удостоился мученического венца.
Ведущий Михаил Кудрявцев
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!