17 сентября. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

17 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 17 сентября (4 сентября ст. стиль)

Сегодня святая память: прор. Моисея Боговидца жившего примерно в XVI в. до Р. Х.; мц. Ермионии (I); сщмч. Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мчч. Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (III); мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV); мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона;

Обре́тение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского в 1911 году; второе обре́тение и перенесение мощей свт. Митрофана Воронежского в 1989 году; собор Воронежских святых; прмч. Парфения, игумена Кизилташского (XIX).

Новомучеников: сщмч. Петра (Зимонича) митрополита Дабро-Боснийского; сщмчч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощёва, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, пресвитеров; прмч. Стефана (Кускова), иеромонаха; мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина; мц. Елены Черновой.

Прославляется икона Божией Матери «Неопалимая Купина».

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Дорогие братья и сестры, в день памяти пророка Моисея хочется поговорить об удивительном образе Божией Матери — Неопалимая Купина. Что же он означает, и откуда такое название?

Вот какой сюжет мы находим в Ветхом Завете, в книге Исход:

1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его;

8. Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед […]

(Исх. 3, 1-8)

 

С этого началось спасение евреев из Египта. Христианские же богословы увидели в образе несгорающего куста образ Девы Марии, человека, через которого к нам пришел Господь Иисус Христос, то есть начало спасения нас из плена греха, «духовного Египта». А так как куст («купина» по-славянски) горел и не сгорал, подобно тому, как Богородица осталась Девой после рождения Спасителя, два этих образа объединились, и Пресвятая Дева стала называться Неопалимой Купиной.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение встречается редко, гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Деву Марию. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашен в красный цвет, как образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с символами, какие усваивает им церковное предание: Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с веткой благовестия.

В руках Пречистой Девы, кроме Младенца, иногда помещается еще лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл, символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева». Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году.

Думаю каждый, кто имел возможность общаться с людьми, жившими или живущими в сельской местности, мог слышать разнообразные рассказы о чудесном избавлении от пожара заступничеством Пресвятой Девы и Ее помощью через образ «Неопалимой Купины». Конечно, грешно было бы думать, что Дева Мария не может помочь без всякого образа или не может спасти от пожара своей Казанской иконой. Но Божий Промысл таков, что некоторая специфика икон на духовном уровне все-таки существует. И особенно это касается образа «Неопалимая Купина». Видимо, его особая иконография привносит в сердца людей такую веру в способность благодати Божией побеждать все силы природы, что выходят старушки с иконой навстречу лесному пожару - и он отступает. Особенно важно отметить, что огонь — это та сила, что в Ветхом Завете не раз сопровождала явления Господа и ангелов. Да и сам пожар часто воспринимается людьми как суд Божий за грехи людей. Не будем этого забывать и будем молиться, братья и сестры, Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он сохранил нас от пожаров, и Свой праведный Суд переменил на милость. И да поможет нам в молитвах к Сыну Своему Пречистая Дева. Пресвятая Богородице, помогай нам!

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы