17 октября. Преподобный Аммон, затворник Печерский, в дальних пещерах

17 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 17 октября (4 октября ст. стиль).

 

И сегодня мы молитвенно почтим: сщмч. Иерофея Афинского, епископа I века; святых III - IV веков: сщмчч. диаконов Гаия и Фавста, епископа Евсевия и Херимона, диакона; сщмч. Петра Капетолийского; мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (или Вероники) и Проскудии; прп. Аммона Нитрийского; прп. Павла Препростого; мч. Давикта и дщери его, Каллисфении; блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца XI века; подвижников XII - XIII веков: прпп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах; и прп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего. Обретение в XVI веке мощей свтт. Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского; Память сербского св. Стефана Щиляновича. Собор Казанских святых.

Память новомучеников XX века: сщмч. Димитрия Вознесенского, Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского, пресвитеров, прмч. Василия (Цветкова), архимандрита; исп. Хионии Архангельской.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Жил в XIII веке в Киево-Печерской Лавре подвижник по имени Аммон. Братия прозвала его странником, затворником и трудолюбивым. По благословению игумена и желая подражать житию великих святых отцов, он странствовал на Святую Афонскую Гору и в Иерусалим. По возвращении своем оттуда он жил так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни. Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе; затворившись в пещере, своими подвигами он победил все коварство врага. Преставившись душою ко Господу, преподобный обрел в Нем вечный покой; тело же его святое положено в Дальних пещерах.

Мы привыкли слышать на панихидах возглас священника или диакона: «Во блаженном успении вечный покой, подаждь Господи рабу Твоему». А в советской песне композитора Александра Зацепина поется «вечный покой сердце вряд ли обрадует». Действительно, у мирских людей часто встречается неудержимая тяга к этой, земной жизни, именно потому, что как им кажется, там, «после», их ждет только вечный покой. И отсюда все эти лозунги: «бери от жизни всё», «в жизни нужно всё попробовать» и прочие. Почему же тогда люди православные стремятся обрести вечный покой, а мирские хотят от него убежать? В первую очередь потому, что Господь дал нам свободу самим делать выбор — быть с Ним или без Него. Что такое жизнь без Него? Это бесконечная гонка за материальными ценностями и чувственными наслаждениями. Любое яркое впечатление вызывает у нас выработку целого ряда гормонов и других веществ, вызывающих чувство эйфории, а эйфория вызывает привыкание. Есть даже у профессиональных спортсменов такое отклонение, которое называется адреналиновая зависимость. Люди, живущие без Бога, — все наркоманы, только наркотики у всех разные: у кого шопинг, у кого еда, у кого блуд, у кого самолюбование. Говоря православным языком, все они сластолюбцы. Преподобный Максим Исповедник дал такое определение: «Сластолюбие – прямое следствие отпадения от Божественной славы: потеряв соответствующий словесному естеству источник наслаждения, человек ищет замены в чувственных удовольствиях».

А что такое жизнь с Богом? Это борьба со всем, что так манит сластолюбцев. Вот что говорит нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек . (1 Ин. 2, 15 - 17).

Если для мирского человека жизнь — это стремление завладеть источниками земных наслаждений, а на самом деле отдать себя во власть им, то для человека верующего жизнь — это поле боя за собственную независимость, за свободу от страстей и бесконечных влечений этого мира. И если мирским людям не хочется с годами покоя (их скорее беспокоит потеря физической способности участвовать в тех или иных страстных утехах), то человек православный изрядно устает от беспрестанной брани у него в душе. А так как мы на опыте участия в Таинстве Таинств, Святой Евхаристии, знаем, что такое быть с Богом, что такое настоящий Божественный мир и покой, то, конечно, хочется наконец, решив все Богом для нас поставленные задачи, соединиться в молитвенном общении с Господом. И апостол Павел писал об этом так: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас . (Флп. 1, 21-24).

И что очень важно, братья и сестры, что ад и рай — это не места где-то во вселенной, это состояния души. Один и тот же вечный покой в Господе будет для одних — раем, для других — адом. Для нас, православных христиан, тех, кто на протяжении всей жизни несет свой крест, этот покой даст возможность реализовать то, на что не хватало времени при жизни, —непрестанное общение с Богом, Девой Марией и святыми. А для людей, чуждых Церкви, этот покой будет пыткой лишения сладостных телесных наслаждений, мучением от нестерпимого для них Света Божественной Любви.

Преподобне отче Аммоне, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать