17 апреля. Радоница. Поминовение усопших

17 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Христос Воскресе, дорогие телезрители!

Сегодня, 17 апреля, Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит название от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается сорок дней.

Радоница совершается на девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы, чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Радоница отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который не есть Бог мертвых, но живых (Лк. 20, 38).

Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком, – новодел, так как, например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любое винопитие недопустимо. Священное Писание разрешает употребление вина: «Вино веселит сердце человека», но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд». Можно выпить, но нельзя напиваться.

И снова повторю: усопшим нужны наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.

Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина? Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище? Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин литии может совершить и мирянин). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Как уже упоминалось сегодня, не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Прежде, чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Дорогие братья и сестры, сегодня совершается память святых:

прп. Иосифа песнописца;

прп. Георгия, иже в Малеи;

прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах;

прп. Зосимы Ворбозомского;

прп. Зосимы;

мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее;

прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина; сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Леляновой; сщмч. Иоанна Вечорко, пресвитера; мч. Иоанна Колесникова.

А также совершается празднование иконе Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета! Воистину Воскресе Христос!

 

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы