16 сентября. Святая Фива, диаконисса Кенхрейская или Коринфская

16 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 16 сентября (3 сентября ст. стиль)
 

Сегодня Православная Церковь совершает память: святой Фивы, диакониссы Кенхрейской или Коринфской (I); пострадавших в начале IV века: сщмчч. Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мчч. Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мц. Домны девы и мч. Евфимия, мц. Василиссы Никомидийской; подвижника V века прп. Феоктиста Палестинского; святых XIV века: сщмч. Аристиона, епископа Александрийского; свт. Иоанникия II, патриарха Сербского; блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца XVI века.

Новомучеников: сщмчч. Пимена (Белоликова), епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, Василия Красивского, Парфения Красивского, Андрея Дальникова, Феофана Соколова; Владимира Садовского, Михаила Сушкова, Николая Сущевского – пресвитеров; прмч. Мелетия (Голоколосова), иеромонаха; сщмч. Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним 4 мучеников; сщмчч. Романа Марченко, Алексия Зиновьева, Илии Бажанова, пресвитеров.

Сегодня прославляется Икона Божией Матери Писидийская.
 

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Редкий случай, когда житием святого являются лишь несколько строк из Священного Писания. Принадлежат они перу апостола Павла, и вот что в них содержится: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому». И это все. Господь сокрыл от нас последующий подвиг диакониссы, святой Фивы, но мы верим, что она и теперь слышит наши молитвы.

Кто же такая диаконисса? Неужели она, так же как и современные диаконы в храмах, возглашала «премудрость, прости» и «паки и паки миром Господу помолимся»? В первом веке институт диаконов и диаконисс только формировался, так же как и богослужебный строй Церкви. Обратившись к «Православной энциклопедии» мы узнаём, что уже в Послании апостола Павла к Филиппийцам и в Первом послании к Тимофею, а далее во всей последующей христианской традиции институт диаконов - неотъемлемая часть Церкви, а греческое слово διάκονος (в переводе «служитель») становится термином для обозначения соответствующего священного сана. Была ли святая Фива настоящей диакониссой или имелось в виду какое-то другое служение? Мнения расходятся, но, в частности, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит Кирский считали именно так. Функции диаконов были различны: и социальное служение, и сохранение порядка в общине, и служение современного эконома и, конечно, богослужебные функции при совершении Евхаристии. Так диаконы сами причащали верующих, а в смертельной опасности могли даже исповедовать. Но часто задают вопрос, а точно ли диакониссы выполняли те же самые функции? С абсолютной точностью мы этого сказать не можем. Но мы знаем, что в начале III века диакониссы в первую очередь помогали при крещении женщин (крещение в то время было чаще всего погружением, и часто возникали трудности при крещении женщин мужчинами, также и елеем помазывали более обильно, нежели сейчас). И в общем можно сказать, что диакониссам поручалось взаимодействовать с женской частью общины, тогда как диаконы занимались тем же самым в мужской части.  Но в отличие от диаконов диакониссы, согласно письменным памятникам, не имели специальных сакральных функций за общественным богослужением. Единственной из обязанностей диаконисс, связанных с литургией, можно отметить то, что они могли переносить Святые Дары и причащать на дому беременных или больных женщин, а во времена гонений и других верующих, находящихся в плену или в удалении. Что касается возраста и других требований, то женщина должна была быть уже в зрелом возрасте 40-60 лет, вдова или монахиня. Но бывали в истории и более юные диакониссы.

Что же случилось, куда делись диакониссы? Просто время изменилось. Когда на диаконов и диаконисс возлагались в основном функции социальной помощи, то они были необходимы. А потом эти функции перешли к разного рода организациям или монастырям. Диаконы остались, так как у нас изначально были функции литургического рода, а вот у диаконисс не было, и их мало-помалу перестали поставлять. Хотя надо отметить, что чин рукоположения в диакониссу был очень похож на диаконский. В некотором роде диакониссы сохранились, точнее их основные функции перешли к игуменьям монастырей, тех женщин, что более всего взаимодействуют с епископом и священниками, а затем передают их решения и поручения своим сестрам.

Такова краткая история чина диаконисс. Жалеть ли нам, что сейчас в Церкви такой степени нет? Наверное, не стоит. Даже если мы будем сравнивать диаконов I века и XXI века, то найдем не так много общего. Просто в Церкви все живо и принимает те формы, что актуальны для настоящего времени. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, здоровый или с ограниченными возможностями, найдет в Церкви свое место и служение. Просто надо иметь смирение и рассудительность, а Господь молитвами своих святых, и святой Фивы в их числе, пошлет каждому из нас полезное и спасительное служение.

Святая Фива, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы