Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня, 16 мая, в день отдания праздника Пасхи, Православная Церковь совершает память преподобных Иулиании и Евпраксии Московских.
От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии. По плоти были они родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр черниговских. Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей – Ульяну и Иулию.
Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно Женам Мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.
Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской.
Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель.
Любовь к старшему брату, митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело. Поэтому благословением и иждивением митрополита Московского Алексия в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь.
Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями – стародевичьим.
Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других те же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более, что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре преподобного Сергия.
Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста – числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство; вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.
Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.
Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келлия, в которой святитель Алексий часто останавливался.
Преподобные матушки имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.
Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании – начальнице женского общего жития.
Шел 1393 год. Весна вступила в свои права, церкви Божии огласились песнопениями Христовой Пасхи – весны духовной, освящены были весенние воды в день преполовения Пятидесятницы, наступила суббота четвертой недели по Пасхе. В ночь на 3 мая (по старому стилю) спокойствие обители нарушено было троекратным ударом колокола, возвещающим о кончине досточтимой матушки игумении.
Плач и стенания наполнили монастырь. Все спешили поклониться умершей, воздать последнее целование благочестивой подвижнице. Соединив слезы дочерней любви с радостным пением «Христос Воскресе», сестры простились со своей духовной матерью и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.
Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех призывающих их на помощь.
И в настоящее время Зачатьевский ставропигиальный монастырь является архитектурной жемчужиной Первопрестольной столицы и местом духовного утешения множества верующих, особенно тех, кто нуждается в молитвенном предстательстве перед Богом в рождении детей.
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается предпразднство Вознесения Господня и память святых:
мчч. Тимофея и Мавры;
прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского;
прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского;
свт. Феофана Перифеорийского;
сщмч. Николая Беневоленского пресвитера;
и совершается празднование иконам Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) и Свенской (Печерской).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину Воскресе Христос!
Иеромонах Димитрий (Самойлов)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!