16 мая. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские

16 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Христос Воскресе, дорогие телезрители!

Сегодня, 16 мая, в день отдания праздника Пасхи, Православная Церковь совершает память преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. 

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии. По плоти были они родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр черниговских. Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей – Ульяну и Иулию. 

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно Женам Мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу. 

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской. 

Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель.

Любовь к старшему брату, митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело. Поэтому благословением и иждивением митрополита Московского Алексия в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь. 

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями – стародевичьим. 

Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других те же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более, что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре преподобного Сергия. 

Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста – числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство; вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря. 

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян. 

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келлия, в которой святитель Алексий часто останавливался. 

Преподобные матушки имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение. 

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании – начальнице женского общего жития. 

Шел 1393 год. Весна вступила в свои права, церкви Божии огласились песнопениями Христовой Пасхи – весны духовной, освящены были весенние воды в день преполовения Пятидесятницы, наступила суббота четвертой недели по Пасхе. В ночь на 3 мая (по старому стилю) спокойствие обители нарушено было троекратным ударом колокола, возвещающим о кончине досточтимой матушки игумении.

Плач и стенания наполнили монастырь. Все спешили поклониться умершей, воздать последнее целование благочестивой подвижнице. Соединив слезы дочерней любви с радостным пением «Христос Воскресе», сестры простились со своей духовной матерью и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия. 

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех призывающих их на помощь.

И в настоящее время Зачатьевский ставропигиальный монастырь является архитектурной жемчужиной Первопрестольной столицы и местом духовного утешения множества верующих, особенно тех, кто нуждается в молитвенном предстательстве перед Богом в рождении детей.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается предпразднство Вознесения Господня и память святых:

 мчч. Тимофея и Мавры; 

прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского; 

прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского; 

свт. Феофана Перифеорийского; 

сщмч. Николая Беневоленского пресвитера;

и совершается празднование иконам Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) и Свенской (Печерской).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину Воскресе Христос!

 

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы