15 ноября. Преподобный Маркиан Киринейский

15 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 15 ноября (2 ноября ст. стиль).

 

В этот день нами совершается память: мчч. IV века Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними; прп. Маркиана Киринейского, также IV века.

Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова, пресвитеров, пострадавших в 1918 году.

Прославляется икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти преподобного Маркиана, он жил в IV веке. Удалившись в пустыню, подвижник много лет провел в уединении, в непрестанных молитвах и строгом посте. Через некоторое время Маркиан принял двух учеников, поселившихся рядом с ним, но по-прежнему пребывал в затворе. Антиохийский патриарх Флавиан и другие епископы просили преподобного для пользы христиан оставить свое строгое уединение, но преподобный не согласился. Однако, не покидая своей кельи, он поучал приходивших к нему за наставлением и многих отвратил от ересей и привел к православной вере. Перед кончиной преподобный Маркиан завещал своему ученику Евсевию похоронить его тайно, вдали от кельи, чтобы избежать посмертной славы и не допустить препирательств между желающими иметь его останки в близлежащих храмах. Подвижник скончался в 388 году.

Братья и сестры, завещание святого Маркиана наводит нас на размышления о почитании святых мощей. Это церковная традиция очень давняя, но и одна из самых сложных для понимания. Например, святой Григорий Богослов в IV веке писал: «Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела».

А в VIII веке святой Иоанн Дамаскин писал: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Но помимо праведной и доброй традиции почитания мощей угодников Божиих в истории Церкви встречались многочисленные жулики, занимавшиеся фальсификацией святых мощей. Люди хотели нажиться на христианской вере и не поступались даже этим. В результате в Европе в XVI веке вспыхнул раскол, известный как «реформация», а его последователи стали называться «протестантами».

Один из основателей этого движения, Жан Кальвин, выражал в своем трактате возмущение многими поддельными реликвиями своего времени, например: кровь Господа Иисуса Христа, собранная при Кресте; меч и щит Архангела Михаила; 14 гвоздей Креста Господня; огромное количество частей Креста Господня, из которых можно было бы сделать большой корабль и т. п. В Европе была масса поддельных частиц мощей и даже целые тела: праведного Лазаря в трех экземплярах; Марии Магдалины, апостола Матфея, апостола Фомы и апостола Варфоломея в двух экземплярах.

Нам, чадам Русской Православной Церкви, конечно, гораздо проще, ведь мы имеем целый сонм святых, прославленных на Руси. И мы можем с точностью сказать, например, что мощи того или иного преподобного изначально почивали в пещерах Псково-Печерского монастыря, и для сомнений нет совершенно никакого повода.

Однако у многих православных возникают сомнения при употреблении выражения «нетленные мощи». Многие думают, что под этим термином подразумевается сохранение тела святого угодника именно в том виде, в каком он и почил. На этом заблуждении играли в советское время «воинствующие атеисты», активисты богоборческого движения. Они организовывали акции вскрытия мощей и публично их демонстрировали с комментариями о том, что Церковь якобы веками обманывала верующих, говоря, что мощи остаются «нетленными». Пик этой кампании пришелся на 1919-1920 годы, хотя отдельные эпизоды имели место и в 1930-ые.

Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» нетление мощей охарактеризовал как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел». При этом наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого. Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Исследователи отмечают, что на языке древней церковной литературы «нетленные мощи» — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. Например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи».

Святой новомученик Иоанн Попов, русский православный богослов, церковный историк, патролог, профессор Московской духовной академии так писал о нетлении мощей: «И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих».

А преподобный Маркиан решил заранее сохранить своих учеников от разного рода соблазнов, связанных с его останками, и благословил свои мощи оставить под спудом. Ведь близость мощей не обязательна для молитвы, а значит, он слышит каждого, обращающегося к нему с верой в благодатную помощь.

Преподобне отче Маркиане, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать