Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Великая Суббота, заканчивается Страстнáя седмица. Об этом дне в Евангелии мы находим лишь несколько строк: женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, видели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и миро; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23, 55–56).
Сегодня совершается литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней. Помимо вечерни, особенностью этой литургии является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь боцарствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Братья и сестры, сегодня мы уже находимся в трепетном ожидании ночной Пасхальной службы. Господь уже совершил свой подвиг на земле, за литургией духовенство переоблачилось в белые одежды, пик духовного напряжения уже пройден, и теперь нами совершаются последние приготовления к Празднику Праздников и Торжеству из Торжеств. По традиции в течение всей Великой Субботы в храмах происходит освящение пасхальной пищи – яиц, куличей, творожных пасх. Хотя, строго говоря, согласно букве устава, освящение должно совершаться после Пасхальной литургии, что также практикуется в некоторых храмах.
И сегодня мы творим память:
Мчч. IV века Амфиана, Едесия и мч. Поликарпа Александрийского.
Прп. Тита чудотворца, иеромонаха (IX век).
Прославляется икона Божией Матери: «Ключ разумения».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня на вечерне, соединенной с литургией Василия Великого, после входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются целых пятнадцать паремий – ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой Субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской Церквях совершалось массовое крещение оглашенных. Только что крещеные во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Этот гимн, напоминающий о древней практике крещения, заменяет в Великую Субботу обычное литургическое Трисвятое. Новокрещеным же предлагалось апостольское чтение, сохранившееся в современной литургии Великой Субботы и напоминающее, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге.
Способ крещения в Древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов, в книге I – начала II века, Дидахе: «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды».
Крещению в апостольские времена предшествовало изучение основ православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Мужи апостольские в I – начале II века крестили уже по определенной, хотя и очень простой схеме:
1. Оглашение (обучение истинам веры). 2. Покаяние крещаемого и отречение от совершенных грехов. 3. Устное исповедание веры во Христа. 4. Троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Оглашение обыкновенно продолжалось два или три года, в течение которых человеку, желающему принять крещение, раскрывалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное Крещение всех оглашенных. Происходило это обычно в природных водоемах, реках и ручьях.
В конце II века и в III веке готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в специальную церковную книгу. В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были выходить из храма. Желающие принять крещение проводили время в посте и молитвах и регулярно посещали богослужения, каясь в своих грехах. Крещение совершалось в Великую Субботу.
Начиная с конца II века, епископы посвящали на особое служение в Церкви так называемых экзорцистов. Посвященные на это служение читали заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещеному. После заклинательных молитв человек, принимающий крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в тот период оно повторялось пятнадцать раз.
В IV–V веках приступающие ко крещению уже исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин свидетельствует, что такой обычай существовал в его время в Риме.
Русская Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византийской Церкви в том виде, в котором оно существовало к концу Х века. Однако живые традиции оглашения, а уж тем более массового крещения верующих архиереем в Великую Субботу были почти утеряны. Но в наши дни на некоторых приходах, слава Богу, мы можем встретить возрождение древних традиций, и хотелось бы, чтобы это явление становилось все более и более распространенным.
С наступающей Пасхой, дорогие телезрители.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!