Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 15 апреля (2 апреля ст. стиль).
Пятница 5-й недели Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.
Сегодня вечером в храмах проходит служба, именуемая Похвала Пресвятой Богородицы. Строго говоря, это служба субботы, но по русской традиции утреня следующего дня совершается накануне. Поэтому утреня Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы совершается в пятницу вечером, то есть сегодня. Этот праздник был установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Но его основной особенностью является то, что это единственный день в году, когда по уставу совершается пение акафиста.
Слово «акафист» происходит от греческого словосочетания «акафистос гимнос», что означает «неседальная песнь», то есть песнь, которую поют не садясь, стоя. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице – это самый древний, самый первый акафист. Долгое время он был единственным, что и закрепилось в православном богослужебном уставе. В славянской традиции изначально даже не дерзали называть прочие акафисты собственно акафистами, а именовали их «икосами, подобными акафисту», то есть составленными в подобие тому самому первому Акафисту Богородице. Но время шло и появлялись все новые и новые произведения в этом жанре, сперва в Византии, а потом и в других православных странах. Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской Церкви в XIX – начале XX века. К 1901 году цензорами духовного ведомства Правительствующего Синода было одобрено к печати 158 акафистов.
Время гонений, наступивших после революции, стало временем акафистов, потому как акафист можно читать и при отсутствии священника. А мы знаем, что подавляющая часть духовенства была просто физически уничтожена в первой половине XX века. Акафисты имеют небольшой объем, поэтому их было легко копировать, к тому же большая их часть написана на адаптированном церковнославянском языке, без древних славянизмов, с упрощением грамматики, а иногда и просто на русском языке, лишь стилизованном под церковнославянский, поэтому их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты стали создаваться простыми верующими, что привело к появлению иногда не очень точных в богословском смысле текстов. И сейчас часто приходится очень критично относиться к выбору того или иного акафиста для чтения.
С крушением советского режима, в 90-х годах прошлого века написание акафистов становится процессом лавинообразным. Здесь и свобода Церкви в сочетании с нехваткой духовенства, здесь и появление новой копировально-множительной техники. Сейчас ежегодно появляется около 40-50 новых церковнославянских акафистов. А ведь помимо нашей Родины этот жанр стал популярным и в других православных странах. Можно найти различные акафисты не только на греческом и церковнославянском языках, но и на румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, чешском, словацком и других языках. Поэтому общее число акафистов на разных языках исчисляется уже тысячами.
Но вернемся к тому самому акафисту, что звучит в храмах сегодня, и его устройству. Акафист представляет собой сложное, но в то же время весьма стройное произведение. Он состоит из тринадцати кондаков (более кратких) и двенадцати икосов (более развернутых, начало которых аналогично кондакам). Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати – каждый раз различных – обращениях к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» – перевод греческого приветствия «хэре». Эти обращения представляют собой вариации на тему приветствия, с которым Архангел Гавриил обратился к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Эти приветствия вкладываются в уста кого-либо из участников евангельской или церковной истории: Архангела Гавриила, младенца Иоанна Крестителя, находящегося еще в утробе святой Елисаветы, пастухов, волхвов, верующих, Церкви и так далее. Каждый икос заканчивается одним и тем же рефреном – «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются пением «Аллилуиа», за исключением первого кондака, тоже имеющего окончание икоса: «Радуйся, Невесто неневестная».
Братья и сестры, надеюсь, все сегодня обновят в памяти строки Акафиста Божией Матери на службе или дома, а сейчас позвольте вернуться к святым этого дня.
Сегодня вспоминаются: мчч. IV века Амфиан, Едесий и мч. Поликарп Александрийский. Прп. Тит чудотворец, иеромонах IX века.
Прославляется икона Божией Матери «Ключ разумения».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, мы еще успеваем познакомиться с житием одного из поминаемых ныне святых. Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII – начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь – киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей и постепенно восходя к духовному совершенству.
Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, был основан еще в середине V века. Монастырь этот был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен в пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника. Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.
Преподобный отче Тит, моли Бога о нас! Пресвятая Богородице, помогай нам!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!