14 мая. Пророка Иеремии

14 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 14 мая (1 мая по ст. стилю)

День воскресный. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Сегодня память:

Прор. Иеремии, несшего свое служение в IV веке до Р. Х.

Прмч. Ваты Персиянина (IV в.).

Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XII – XIII вв.).

Прп. Пафнутия, игумена Боровского, и сщмч. Макария, митрополита Киевского (XV в.).

Прп. Герасима Болдинского (XVI в.).

Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия, пострадавших в начале XIX столетия.

Мц. Нины Кузнецовой, почившей в 1938 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Царевококшайская (Мироносицкая); Андрониковская и именуемая «Нечаянная Радость».

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых выдающихся пророков Ветхого Завета. Его книга является самой большой по количеству стихов из всех пророческих книг. Мы говорим о пророке Иеремии. Пересказывать книгу пророка нет возможности из-за ее объема, к тому же он является автором не только самой «Книги пророка Иеремии», но и книги «Плач Иеремии», а также некоторые исследователи сходятся во мнении, что книга Второзаконие была написана именно им. Потому мы затронем лишь некоторые моменты из жизни пророка и той эпохи.

Пророк Иеремия родился примерно в середине VII века до Рождества Христова, а значит, он жил спустя 100 лет после пророка Исаии. В это время Ассирия начала терять свое могущество, а власть Вавилона становилась все сильнее. В 605 году до нашей эры вавилонские войска разбили египтян, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались освободиться из-под власти Вавилона, ища поддержку у Египта. За это в 602 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 587 году до Рождества Христова окончательно захватил Иудею и увел в плен большую часть жителей страны. Это событие открывает целую эпоху для иудейского народа, известную как «вавилонский плен».

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, был сыном священника Хелкии из города Анафофа близ Иерусалима. Вероятно, ему предстоял тот же путь священства, по стопам отца, он, скорее всего, женился бы и радовался бы вместе с супругой успехам своих детей, но Бог призвал его на особое служение. Каково было ветхозаветному еврею, который знал Закон и строил по нему жизнь, услышать от Бога своего такие слова: Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей… (Иер. 16, 2). Путь безбрачия был неведом ветхозаветным евреям. Брак считался божественной заповедью, дети – свидетельством Божьего присутствия в семье и Его благословения. А ведь призывал Господь пророка не в зрелом возрасте, а совсем еще юношу, ему было, может быть, лет 15–20. И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. 1, 4–9).

С этого времени начал пророчествовать Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал их с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить. Ведь лжепророки предрекали только благополучие и славу Израилю.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. Но по предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха пророк был извлечен изо рва, но не перестал пророчествовать, за что был снова посажен в темницу. При царе иудейском Седекии печальное пророчество сбылось: пал Иерусалим, и Навуходоносор увел в плен почти весь народ Израиля. Исполнение пророчества стало для самого пророка величайшей личной трагедией. Во время осады Иерусалима он с болью в сердце провозглашал, что наступил обещанный суд Яхве. В то же время Иеремия подчеркивал, что это еще не конец, не полное уничтожение, что наступит счастливое время, когда Господь подарит Израилю и Иудее радость, заключит Новый Завет с народом. Тогда законы будут записаны не на скрижалях каменных, а в сердце каждого верующего, что и сбылось в Новом Завете. Начальником оставшихся в разрушенном Иерусалиме стал Годолия. Он выпустил Иеремию из темницы и позволил ему выбирать одно из двух: или он пойдет с большинством жителей в Вавилон, или же останется на родине. Иеремия выбрал последнее, чтобы оплакивать бедствия своего отечества.

Святитель Григорий Богослов писал: «Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землею, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю, … слезы льются сами собой… и я плачу с плакавшим пророком».

Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникла междоусобица. Наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет. Начиная с этого времени след Иеремии теряется. По традиции полагают, что он умер в Египте около 580 года. Среди пророков, наверное, никто не был своей жизнью и страданиями более ярким прообразом Господа нашего Иисуса Христа, чем святой пророк Иеремия.

Святый пророче Иеремие, моли Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы