13 января. Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

13 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 13 января (31 декабря ст. стиль).

 

Продолжаются святки, поста нет.

Отдание праздника Рождества Христова.

Совершается память: прп. Мелании Римляныни V века; свт. Петра (Могилы), митрополита Киевского XVII века; свт. Досифея исп., митрополита Загребского середины XX века.

Сщмч. Михаила Березина, и мч. Петра Троицкого пострадавших в годину советских репрессий.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о весьма выдающемся православном святителе. Будущий святитель Петр, по фамилии Могила родился 21 декабря 1596 года в Суча́ве третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила, которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В Крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был с 1606 года до своей кончины в 1607 году господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование будущий святой получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах, в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Служил в польских войсках и отличился в битве под Хоти́ном. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту православия. В такой среде он довершил свое образование.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов святой был избран архимандритом Лавры. Будучи номинально подчинен напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит», был неподвластен Киевскому митрополиту.

Архимандрит Петр много сил положил на основание нового высшего духовного училища при Лавре «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» – первого в своем роде в восточнославянских землях.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования. Когда пришел сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королем, были приняты новые условия узаконения православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой на государственном уровне было торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Тогда же на сейме прежний митрополит Киевский Исаия был объявлен лишенным сана, и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу).

Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Архимандрит Петр на Фоминой неделе 1633 года был хиротонисан во Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. По въезде в Киев ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за митрополита Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол святитель приступил к устроению учебного процесса Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Чтобы противостать современной ему римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южнорусской православной среде.

Большое внимание святой Петр обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, дополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Однако в то же время под римо-католическим влиянием был введен ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии и отчитка, введенная в Требник.

Святитель прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых и при нем был составлен Патерик Печерский. Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Православного исповедания» в Киеве, после чего появился ряд новых изданий на разных языках, и он широко распространился как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Перед смертью святитель завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин.

Скончался святой 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской Великой церкви Киево-Печерской лавры. В ноябре 1941 года Великую Лаврскую церковь взорвали – гроб с останками оказался полностью уничтожен.

Святителю отче Петре, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать