13 сентября. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

13 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь.  13 сентября (31 августа ст. стиль)

Сегодня мы вспоминаем: положение в 4-ом веке честно́го Пояса Пресвятой Богородицы; перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев (в 1992 году); сщмч. Киприана Карфагенского (III); свт. Геннадия, патриарха Цареградского (V); cобор Нижегородских святых; cобор Саратовских святых.

Новомучеников: собор новомучеников Ясеновацких; сщмчч. Александра Любимова и Владимира Двинского, Михаила Косухина и Мирона Ржепика, Димитрия Смирнова, пресвитеров.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы познакомимся с удивительным святителем, богословом и проповедником — священномучеником Киприаном Карфагенским. Он родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность. Надо сказать, что чтение полного его жития или трудов удивительным образом переносит нас в эпоху первых веков христианства, изображенную без всяких прикрас. Пространное житие и труды вы можете найти в Интернете на ресурсе «Азбука веры». Мы же остановимся лишь на некоторых моментах.

Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом друга и наставника пресвитера Цецилия. Очень интересно то, как описывает св. Киприан в письме к другу Донату действие благодати Божией, полученной им в Крещении: «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений, открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него - наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния». Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, около 248 года, все единодушно избрали епископом святого Киприана.

Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Вот как он описывает состояние своей паствы в «Книге о падших»: «Каждый заботился об умножении собственности. В иереях не было ожидаемого по их обету благочестия, в служителях (клириках) не было чистой веры, в делах – милосердия, в нравах – благоустройства. Многие христиане не хранили твердо истин веры Христовой и отступали от Христа. Допускались часто безрассудные клятвы, презрение и непослушание предстоятелям, злословие и взаимная вражда». И это он говорил о первой половине III века, времени, про которое мы часто говорим, что тогда было другое, чистое христианство и другие христиане. Увы, братья и сестры, человек по большому счету не меняется: христиане того времени были такими же, как и мы. А значит, и мы призваны к таким же подвигам, как и они.

Очень интересный момент в жизни священномученика — двухлетнее гонение императора Декия (249-251 года), о котором святителю было открыто в сонном видении. Гонение заставило его скрыться. Киприан так объяснял свой поступок: «Первая степень победы состоит в том, чтобы исповедывать Господа после взятия руками язычников. Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа... В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом – более уверенная осторожность. Один, когда приближается час его, оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена...». И в его случае мученическая кончина была именно отсрочена. Но о том времени, что судил Господь быть на земле его жизнеописатель, диакон Понтий, пишет: «Представим себе, что он тогда удостоился бы мученической  кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков – истине, расколоучителей – единству, чад Божиих – сохранению мира и молитве?» Именно всему этому святой Киприан и посвятил жизнь.

Когда святитель вернулся к пастве в Церкви, назревал раскол, в связи с тем, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Против чего святитель Киприан ответил рядом окружных посланий, а затем написал целую книгу «О единстве Церкви».

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), святителя сослали в местность Курубис. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам, и был приговорен к усечению мечом. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы православного исповедания.

Священномучениче Киприане, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы