13 мая. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский

13 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 13 мая (30 апреля ст. стиль).

 

День постный.

Сегодня мы творим память: апостола Иакова Зеведеева. Свт. Доната, епископа Еврийского (IV). Обретение мощей сщмч. Василия, епископа Амасийского (ок. 322 года). Мч. Максима. Обретение мощей свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XVI). Свт. Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (XIX).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы говорим о замечательном русском святителе, ссылки на которого в книгах, статьях, Интернете и в любых других источниках по своей частоте редко могут сравниться с каким-то другим святителем. Мы говорим о святителе Игнатии (Брянчанинове), епископе Кавказском. В миру Дмитрий Александрович Брянчанинов родился 6 февраля 1807 года в родовом имении отца – селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и после путешествия по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет его безотчетно влекло к жизни иноческой. С возрастом религиозное настроение Димитрия обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние – не только в науках, но и в рисовании, и в музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина; здесь на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, Константином Николаевичем Батюшковым, Николаем Ивановичем Гнедичем, Иваном Андреевичем Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинским иеромонахом Львом). Димитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 году уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

В январе 1832 года иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833-м возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его награждают званием архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. В период служения там, будущего святителя хорошо знал и ценил первенствующий член Святейшего Синода митрополит Московский Филарет (Дроздов). Знакомства с архимандритом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Гоголь и Достоевский, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов и многие другие. Восхищенный образом жизни и деятельности святителя Игнатия, известный русский писатель Николай Семенович Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники». Все покоряло современников в будущем святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность.

Епископская хиротония архимандрита Игнатия состоялась в Петербурге, в Казанском соборе  27 октября 1857 года. Попрощавшись с братией Троице-Сергиевой пустыни, владыка Игнатий отправился в далекий путь на Кавказ. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь. Богу содействующу, епископ Игнатий достойно совершал трудное дело управления огромной Кавказской епархией в условиях жестокой Кавказской войны, но недолго – менее четырех лет – судил Господь преосвященному владыке управлять Кавказской епархией. Ему предстояли еще многие труды, но постигшая тяжелая болезнь – оспа воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 году поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни в 1867 он отдал работе над духовными сочинениями.

Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему миру как творец бессмертных духовных произведений и ревностный хранитель православных традиций и культуры. Со святителем Феофаном Затворником владыка Игнатий Брянчанинов составил в XIX веке очень слаженный тандем наиболее авторитетных руководителей духовной жизни людей своего времени.

Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!

Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всего вам доброго!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать