12 марта. Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский

12 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 12 марта (28 февраля ст. стиль).

 

Близится к концу неделя сырная, масленица. Благословляется вкушение любой скоромной пищи, кроме мяса.

Сегодня Церковь творит память:  всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование, совершаемое в субботу сырной седмицы). Сщмч. Нестора, епископа Магиддийского (III).  Прпп. Марины и Киры, сщмч. Проте́рия, патриарха Александрийского (V). Прп. Василия Декаполита, исповедника (VIII).Блж. Николая Христа ради юродивого, Псковского (XVI). Сщмч. Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского (XVIII).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, часто мы идеализируем дореволюционную эпоху, но нельзя забывать, что наша Церковь до революции 300 лет жила без патриарха и фактически управлялась светским чиновником. И вот сегодня мы почтим память архиерея, который стал жертвой царского режима, режима так называемого Священного Синода. Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником антицерковной реформы Петра I. Он родился в 1697 году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты. Получив образование в Киевской духовной академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где вел полемику с заточенными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику». В 1734–1737 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения.

Посвященный в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещеных инородцев от притеснений воевод, а духовенство – от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье владыки, и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведен в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода. Строгий к подчиненным, владыка встал в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед императрицей Екатериной II на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления патриаршества.

Записка владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом российской иерархии против синодальной системы. Напомню, что из себя представлял Святейший Правительствующий Синод в то время. Состав его определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых только три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде был один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров. В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовным саном заседавших, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту принадлежал голос, равный с прочими членами коллегии. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведенными в этих учреждениях чинами и обычаями. Так же, как и там, Петр позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Сенат дал обер-прокурору особую инструкцию, являвшуюся почти полной копией инструкции генерал-прокурору Сената. Обер-прокурор подлежал суду только самого государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле. Как в Сенате у должности прокурора стояли фискалы, так и в Синоде были поставлены духовные фискалы, называвшиеся инквизиторами, с протоинквизитором во главе. Инквизиторы должны были тайно наблюдать за правильным и законным течением дел церковной жизни. Канцелярия Синода была устроена по образцу Сената и так же подчинена обер-прокурору. Для удобства заведования подлежащими ведению Синода делами они были разделены на четыре части, или конторы: контора школ и типографий, контора судных дел, контора раскольнических дел и контора инквизиторских дел. Петр хотел, чтобы люди в духовном сане или духовный чин стал органом религиозно-нравственного влияния на народ, находясь в полном распоряжении государства. Путем создания высшего церковного управления – Синода Петр получил возможность верховного распоряжения церковными делами.

Но вернемся к владыке Арсению, отношения которого со светской властью еще более обострились, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, а затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, нацеленные на ограничение монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

9 февраля 1763 года в Ростове владыка совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри». В марте владыка подал два донесения в Синод, который доложил императрице о том, что святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней; владыка был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Николо-Корельский монастырь. Но и в ссылке святитель не переставал обличать действия антицерковных властей в отношении имущества Церкви, выражал сомнение в правах Екатерины II на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу. Делу владыки был дан характер политический, и в конце 1767 года он был лишен монашества и приговорен к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. За смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, а также за мученическую кончину за Церковь святитель был причислен к лику святых Русской Православной Церкви лишь на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

Братья и сестры, не надо идеализировать тех или иных прошедших времен, ведь мы в них не жили, а нужно использовать все возможности и свободу времени, что дано в распоряжение нам. Слава Богу, мы живем в то время, когда Русская Православная Церковь отделена от государства и свободна, а молитвами святителя Арсения во главе ее стоит достойный и мудрый православный Патриарх.

Святителю отче Арсение, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать