10 ноября. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

10 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 10 ноября (28 октября ст. стиль).

 

Сегодня Святая Церковь совершает память: святых III века: вмц. Параскевы, нареченной Пятница, мч. Терентия, мц. Неониллы и чад их;  мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти; сщмч. IV века Кириака, патриарха Иерусалимского;  прп. Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского VI века;  сщмч. Неофита Урбнисского, епископа VII века; прп. Стефана Савваита, творца канонов IX столетия; свт. Арсения I, архиепископа Сербского (XIII); прп. Иова Почаевского, игумена XVII века;  свт. Димитрия, митрополита Ростовского, второй половины XVII – начала XVIII века; прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого, преставившегося в 1853 году.

Святых XX века: прп. Арсения Каппадокийского и сщмч. Иоанна Виленского.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о святом угоднике Божием, трудами которого мы имеем возможность познакомиться с житиями сотен мучеников и преподобных, святителей и пророков. Речь пойдет о святителе Димитрии, митрополите Ростовском.

В миру Даниил Саввич Туптало, он родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая был рукоположен во иеромонаха.

В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей.

Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского. Митрополит неусыпно заботился об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. Для всех православных христиан он явился примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось уже в 1757 году, менее, чем через 50 лет после кончины.

Братья и сестры, конечно, в наше время на жития святых, составленные святителем Димитрием, мы смотрим через призму современных научных, исторических и археологических данных. Иногда эти жития кажутся нам наивными и приукрашенными. Но мы должны относиться к этому с пониманием и учитывать эпоху жизни святителя и ту аудиторию, которой адресовались его тексты. Во-первых, он был вынужден использовать множественные латинские источники, переполненные вымышленными и особо подробными кровавыми сценами пыток мучеников. Во-вторых, святителю нужно было достучаться до сердец простолюдинов – людей необразованных, грубых, а для этого необходимы были яркие, по нашим меркам просто кричащие образы и преувеличения. Святой Димитрий выполнял послушание, которое на него возложило священноначалие, и для своего времени справился с этой задачей прекрасно. Если кому-то не нравятся жития в редакции святителя Димитрия Ростовского, то можно обратиться к житиям новомучеников или к трудам других святителей и преподобных. Выбор для православного христианина огромен. Только вот сведения о многих святых на русском языке мы имеем только в трудах владыки Димитрия, и нам нужно просто со снисхождением отнестись к литературной стилистике той эпохи.

Святителю отче Димитрие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы