10 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

10 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 10 июня, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает праздник – День всех святых, от века в земле Русской просиявших.

День этот, его песнопения и чтения заставляют задуматься об истории нашей Церкви, одной из Церквей-сестер Вселенского Православия, о ее судьбах, современном состоянии и о каждом из нас как о членах ее тела. Являемся ли мы любящими и верными ее чадами – или лишь случайными посетителями ее храмов?

Сегодня, обращаясь к опыту близких и далеких наших предков, необходимо осознать, что мало быть верующим, – надо быть воцерковленным, то есть жить регулярной духовной жизнью, регулярно участвовать в Таинствах Церкви, в ее молитвах, жить ее радостями и болями. Воцерковляясь, мы приобретаем опору, делаем свою жизнь богаче и содержательнее, приближаемся к совершенной радости.

Важнейший вопрос нашей современной жизни – это вопрос о Церкви, о ее единстве, о ее внутренней, приходской жизни. «Верую… во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», – так поется в православных храмах на каждой литургии, эти слова, восстав от сна, произносит каждый православный, творя утреннее молитвенное правило. Без этой веры нельзя считать себя православным.

В дневном тропаре сегодня поется: «Якоже плод красный (то есть прекрасный) Твоего спасительного сеяния Земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».

В нем мы молимся прежде всего о Церкви, о ее единстве. Просим молитв и помощи у всех святых, в стране Российской просиявших. Но нельзя, прося в молитвах о единстве Церкви, расчленять ее своими словами и делами.

Христианства нет без Церкви, есть только некое подобие его, равно как Церкви нет без епископа – носителя особого благодатного дара, преемственно и соборно передаваемого избранным с апостольских времен. Это общецерковное сознание сохраняется от дня нисхождения Духа Святого на апостолов и доныне. Выбор и поставление епископов – важнейшая часть деятельности святых апостолов; многие из них сами были епископами отдельных городов и областей.

Ученик апостола Иоанна Богослова, священномученик Игнатий Богоносец, о котором при его жизни говорили, что младенцем его брал на руки Иисус Христос, в Послании к филадельфийцам писал: «Старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша во единение Крови Его, один жертвенник». Он же подчеркивал: «Без епископа не делайте ничего относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это», – то есть священником, имеющим на то благодать, получаемую в Таинстве Священства.

Без епископа нет Церкви, поэтому при всех гонениях на Церковь – и в первые века, в Римской империи, и в XX веке, в атеистическом государстве, главный удар направлялся на епископат. Сейчас, когда нет физических гонений, делаются попытки подорвать в пастве доверие к архиерею, используя клевету и ложь. Не надо удивляться этому, хотя, конечно, не все церковные иерархи достойны своего сана, как и не все входящие в храм Божий достойны имени христианина.

По учению апостола Павла, Церковь – это тело Христово, а мы все – его члены. Единство Церкви и преемственность благодати ее священства от апостолов – это один из краеугольных камней православной веры. Вот почему наша Православная Церковь называется Апостольской, Соборной, хотя и состоит из отдельных Поместных Церквей, находящихся друг с другом в тесном евхаристическом общении.

Такое восприятие и понимание Церкви сопереживается, раскрывается, разъясняется на протяжении всей ее истории. Об этом учили апостол Павел (I в.), святитель Иоанн Златоуст (IV–V вв.), святой Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.), блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.), святитель Феофан Затворник (XIX в.), священномученик Иларион (Троицкий) (XX в.). Эту же простую богооткровенную истину для русской интеллигенции, увлеченной рационалистической философией Запада, пытались раскрыть миряне нашей Православной Церкви – Алексей Степанович Хомяков и другие.

В Церкви вера, принятая от Христа и апостолов, на протяжении веков сохраняется одной и той же. Она лишь разъясняется иногда в новых образах и понятиях в связи с запросами церковного народа или сомнениями мира сего. Эту веру блюли как святыню, как драгоценность святые, в земле Российской просиявшие, ее оберегало в течение тысячелетия русское православие. Стремясь сохранить чистоту православной веры, мы очень четко различаем богооткровенные догматы, исторически сложившиеся благодатные каноны и частные богословские мнения-теологумены.

Отход от церковного единства ведет к сектантству, к ересям. Каждый новый «учитель» проповедует по-своему, и христианское учение становится чем-то весьма неопределенным, постоянно изменяющимся по желанию новоявленных «учителей». Это хорошо видно на примере истории протестантизма и старообрядчества, на примере разделения новейших религиозных течений на все новые и новые враждующие между собой секты и группы. Причина расколов – гордость человеческая, хотя иногда поводом могут служить поступки и деяния лиц, которые считают себя находящимися в Церкви.

«С самого начала христиане составляли Церковь, – пишет священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), – и веру в ее спасительность и в ту истину, что христианство не отделено от Церкви, мы можем считать данной от Самого Господа Иисуса Христа <…> Христос не только великий учитель, Он – Спаситель мира <…> Не учение только имеем мы от Христа Спасителя нашего, а жизнь». Христианство – радостная полнота жизни во Христе. Полнота этой жизни невозможна без участия в Церковных Таинствах.

Наши российские новомученики страдали не только за абстрактную веру христианскую, но прежде всего за Церковь Христову. Они не хотели менять радость совершенную на призрачное счастье мира сего.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память:

всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших;

прп. Никиты исп., еп. Халкидонского;

свт. Игнатия, еп. Ростовского;

прп. Елены Дивеевской;

свт. Геронтия, митр. Московского и всея России;

сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского;

мц. Еликониды;

сщмч. Елладия еп.;

прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова;

сщмч. Николая Аристова диакона;

мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина;

прп. Ираклия Мотяха исп.;

прмц. Гермогены Кадомцевой;

совершается празднование Никейской и Чухломской (Галичской) иконам Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и с днем ангела нашей Поместной Церкви. Молитвами всех святых земли Русской будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы