10 февраля. Священномученик Владимир Пищулин

10 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 10 февраля (28 января ст. стиль).

 

Продолжается сплошная седмица, а это значит, что поста сегодня нет.

Сегодня мы празднуем память: прп. Ефрема Сирина, иеродиакона, и прп. Палладия Антиохийского (Сирийского), пустынника IV века. Прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского VII века. Прп. Ефрема Новоторжского, архимандрита, и прп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского XI века. Прп. Феодосия Тотемского, игумена XVI века.

Святых XX века: сщмчч. Игнатия (Садковского), епископа Скопинского; Владимира Пищулина, пресвитера, и прмч. Варфоломея (Ратных), иеромонаха; сщисп. Феодора Богоявленского, пресвитера, и мц. Ольги Евдокимовой

Прписп. Леонтия Михайловского (Стасевича), архимандрита, почившего в 1972 году.

Прославляется икона Божией Матери: Тотемская-Суморинская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим об обновленчестве. В народной среде бытует мнение, что любое изменение богослужения или церковной традиции является уклонением в обновленчество, особенно если это касается применения русского языка или изменения устава. Однако здесь скрывается коварная подмена понятий.

Поясним на примере. Сейчас в нашей Церкви, слава Богу, идет евхаристическое возрождение. Миряне стали реальными участниками церковной жизни, каждый воскресный день храмы наполнены молящимися, подавляющее большинство которых подходят ко Святой Чаше и принимают животворящие Тело и Кровь Христовы. Наше священноначалие формулирует общецерковные документы, которые подтверждают, что такое положение дел является не только нормой, но и возвращением к исконной христианской традиции, когда церковная община не мыслилась без участия всех ее членов в Таинстве причастия.

Но менее ста лет назад евхаристическая жизнь мыслилась совсем иначе, точнее, она просто отсутствовала. Миряне, для того чтобы формально называться православными, не облагаться дополнительными налогами и не иметь юридических проблем в обществе были обязаны причащаться раз в год, «для галочки». Такова была печальная традиция синодального периода Церкви. И когда Русская Православная Церковь прошла через горнило гонений и расколов, то в ней стало просыпаться осознание того, что только Евхаристия может быть в центре духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и Церкви в целом.

Конечно, мы знаем имена святых дореволюционных проповедников и популяризаторов частого причащения мирян, и главным из них можно назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но обновленческий раскол, возникший в Советском Союзе, опорочил саму идею возвращения к истокам православной традиции, а значит, и затруднил реализацию всего того, чему посвятил свою жизнь кронштадтский проповедник. Даже сейчас порой возникают такие печальные ситуации, когда человека, желающего регулярно причащаться и читать Библию в современном русском переводе, обзывают обновленцем. Но обновленцы – это не те, кто желают жить в живой Православной Церкви, а предатели Церкви, это доносчики и осведомители ГПУ.

Обновленчество (а также их приверженцы называли себя «Живая Церковь») – это, в первую очередь, раскольническое движение в русском православии, возникшее после революции 1917 года. Обновленцы выступали против управления Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им безбожных преобразований. В период наибольшего влияния – в середине 1922–1923 годах – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

И у обновленцев действительно были привлекательные идеи, иначе к ним не ушло бы такое количество духовенства (даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) был какое-то время в их числе). Но предательство обновленцами Матери-Церкви перечеркивает все благие начинания и идеи. Враг был коварен, через этот раскол лукавый опорочил саму идею обновления Церкви, опорочил название «Живая Церковь», и теперь даже минимальная адекватная правка богослужебных книг вызывает у священноначалия опасения второго старообрядческого раскола.

Братья и сестры, и мы вспоминаем сегодня святого из числа бывших обновленцев. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил пойти по стопам своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета.

Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.

После Февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем в то время был будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский.

В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского богословского института. В 1922 году отец Владимир Пищулин был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года священник снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам.

Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.

14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии, будущим патриархом Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью с оставлением в сане священника.

6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован в Петрограде, 8 октября Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании срока священник переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был снова арестован 5 июля 1937 года и заключен в симферопольскую тюрьму.

10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Церковный календарь. 10 февраля (28 января ст. стиль).

 

Продолжается сплошная седмица, а это значит, что поста сегодня нет.

Сегодня мы празднуем память: прп. Ефрема Сирина, иеродиакона, и прп. Палладия Антиохийского (Сирийского), пустынника IV века. Прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского VII века. Прп. Ефрема Новоторжского, архимандрита, и прп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского XI века. Прп. Феодосия Тотемского, игумена XVI века.

Святых XX века: сщмчч. Игнатия (Садковского), епископа Скопинского; Владимира Пищулина, пресвитера, и прмч. Варфоломея (Ратных), иеромонаха; сщисп. Феодора Богоявленского, пресвитера, и мц. Ольги Евдокимовой

Прписп. Леонтия Михайловского (Стасевича), архимандрита, почившего в 1972 году.

Прославляется икона Божией Матери: Тотемская-Суморинская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим об обновленчестве. В народной среде бытует мнение, что любое изменение богослужения или церковной традиции является уклонением в обновленчество, особенно если это касается применения русского языка или изменения устава. Однако здесь скрывается коварная подмена понятий.

Поясним на примере. Сейчас в нашей Церкви, слава Богу, идет евхаристическое возрождение. Миряне стали реальными участниками церковной жизни, каждый воскресный день храмы наполнены молящимися, подавляющее большинство которых подходят ко Святой Чаше и принимают животворящие Тело и Кровь Христовы. Наше священноначалие формулирует общецерковные документы, которые подтверждают, что такое положение дел является не только нормой, но и возвращением к исконной христианской традиции, когда церковная община не мыслилась без участия всех ее членов в Таинстве причастия.

Но менее ста лет назад евхаристическая жизнь мыслилась совсем иначе, точнее, она просто отсутствовала. Миряне, для того чтобы формально называться православными, не облагаться дополнительными налогами и не иметь юридических проблем в обществе были обязаны причащаться раз в год, «для галочки». Такова была печальная традиция синодального периода Церкви. И когда Русская Православная Церковь прошла через горнило гонений и расколов, то в ней стало просыпаться осознание того, что только Евхаристия может быть в центре духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и Церкви в целом.

Конечно, мы знаем имена святых дореволюционных проповедников и популяризаторов частого причащения мирян, и главным из них можно назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но обновленческий раскол, возникший в Советском Союзе, опорочил саму идею возвращения к истокам православной традиции, а значит, и затруднил реализацию всего того, чему посвятил свою жизнь кронштадтский проповедник. Даже сейчас порой возникают такие печальные ситуации, когда человека, желающего регулярно причащаться и читать Библию в современном русском переводе, обзывают обновленцем. Но обновленцы – это не те, кто желают жить в живой Православной Церкви, а предатели Церкви, это доносчики и осведомители ГПУ.

Обновленчество (а также их приверженцы называли себя «Живая Церковь») – это, в первую очередь, раскольническое движение в русском православии, возникшее после революции 1917 года. Обновленцы выступали против управления Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им безбожных преобразований. В период наибольшего влияния – в середине 1922–1923 годах – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

И у обновленцев действительно были привлекательные идеи, иначе к ним не ушло бы такое количество духовенства (даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) был какое-то время в их числе). Но предательство обновленцами Матери-Церкви перечеркивает все благие начинания и идеи. Враг был коварен, через этот раскол лукавый опорочил саму идею обновления Церкви, опорочил название «Живая Церковь», и теперь даже минимальная адекватная правка богослужебных книг вызывает у священноначалия опасения второго старообрядческого раскола.

Братья и сестры, и мы вспоминаем сегодня святого из числа бывших обновленцев. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил пойти по стопам своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета.

Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.

После Февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем в то время был будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский.

В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского богословского института. В 1922 году отец Владимир Пищулин был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года священник снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам.

Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.

14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии, будущим патриархом Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью с оставлением в сане священника.

6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован в Петрограде, 8 октября Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании срока священник переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был снова арестован 5 июля 1937 года и заключен в симферопольскую тюрьму.

10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать