Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается сплошная седмица, а это значит, что поста сегодня нет.
Сегодня мы празднуем память: прп. Ефрема Сирина, иеродиакона, и прп. Палладия Антиохийского (Сирийского), пустынника IV века. Прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского VII века. Прп. Ефрема Новоторжского, архимандрита, и прп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского XI века. Прп. Феодосия Тотемского, игумена XVI века.
Святых XX века: сщмчч. Игнатия (Садковского), епископа Скопинского; Владимира Пищулина, пресвитера, и прмч. Варфоломея (Ратных), иеромонаха; сщисп. Феодора Богоявленского, пресвитера, и мц. Ольги Евдокимовой
Прписп. Леонтия Михайловского (Стасевича), архимандрита, почившего в 1972 году.
Прославляется икона Божией Матери: Тотемская-Суморинская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим об обновленчестве. В народной среде бытует мнение, что любое изменение богослужения или церковной традиции является уклонением в обновленчество, особенно если это касается применения русского языка или изменения устава. Однако здесь скрывается коварная подмена понятий.
Поясним на примере. Сейчас в нашей Церкви, слава Богу, идет евхаристическое возрождение. Миряне стали реальными участниками церковной жизни, каждый воскресный день храмы наполнены молящимися, подавляющее большинство которых подходят ко Святой Чаше и принимают животворящие Тело и Кровь Христовы. Наше священноначалие формулирует общецерковные документы, которые подтверждают, что такое положение дел является не только нормой, но и возвращением к исконной христианской традиции, когда церковная община не мыслилась без участия всех ее членов в Таинстве причастия.
Но менее ста лет назад евхаристическая жизнь мыслилась совсем иначе, точнее, она просто отсутствовала. Миряне, для того чтобы формально называться православными, не облагаться дополнительными налогами и не иметь юридических проблем в обществе были обязаны причащаться раз в год, «для галочки». Такова была печальная традиция синодального периода Церкви. И когда Русская Православная Церковь прошла через горнило гонений и расколов, то в ней стало просыпаться осознание того, что только Евхаристия может быть в центре духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и Церкви в целом.
Конечно, мы знаем имена святых дореволюционных проповедников и популяризаторов частого причащения мирян, и главным из них можно назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но обновленческий раскол, возникший в Советском Союзе, опорочил саму идею возвращения к истокам православной традиции, а значит, и затруднил реализацию всего того, чему посвятил свою жизнь кронштадтский проповедник. Даже сейчас порой возникают такие печальные ситуации, когда человека, желающего регулярно причащаться и читать Библию в современном русском переводе, обзывают обновленцем. Но обновленцы – это не те, кто желают жить в живой Православной Церкви, а предатели Церкви, это доносчики и осведомители ГПУ.
Обновленчество (а также их приверженцы называли себя «Живая Церковь») – это, в первую очередь, раскольническое движение в русском православии, возникшее после революции 1917 года. Обновленцы выступали против управления Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им безбожных преобразований. В период наибольшего влияния – в середине 1922–1923 годах – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.
И у обновленцев действительно были привлекательные идеи, иначе к ним не ушло бы такое количество духовенства (даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) был какое-то время в их числе). Но предательство обновленцами Матери-Церкви перечеркивает все благие начинания и идеи. Враг был коварен, через этот раскол лукавый опорочил саму идею обновления Церкви, опорочил название «Живая Церковь», и теперь даже минимальная адекватная правка богослужебных книг вызывает у священноначалия опасения второго старообрядческого раскола.
Братья и сестры, и мы вспоминаем сегодня святого из числа бывших обновленцев. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил пойти по стопам своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета.
Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.
После Февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем в то время был будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский.
В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского богословского института. В 1922 году отец Владимир Пищулин был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года священник снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам.
Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.
14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии, будущим патриархом Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью с оставлением в сане священника.
6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован в Петрограде, 8 октября Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании срока священник переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был снова арестован 5 июля 1937 года и заключен в симферопольскую тюрьму.
10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.
Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Церковный календарь. 10 февраля (28 января ст. стиль).
Продолжается сплошная седмица, а это значит, что поста сегодня нет.
Сегодня мы празднуем память: прп. Ефрема Сирина, иеродиакона, и прп. Палладия Антиохийского (Сирийского), пустынника IV века. Прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского VII века. Прп. Ефрема Новоторжского, архимандрита, и прп. Ефрема Печерского, епископа Переяславского XI века. Прп. Феодосия Тотемского, игумена XVI века.
Святых XX века: сщмчч. Игнатия (Садковского), епископа Скопинского; Владимира Пищулина, пресвитера, и прмч. Варфоломея (Ратных), иеромонаха; сщисп. Феодора Богоявленского, пресвитера, и мц. Ольги Евдокимовой
Прписп. Леонтия Михайловского (Стасевича), архимандрита, почившего в 1972 году.
Прославляется икона Божией Матери: Тотемская-Суморинская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим об обновленчестве. В народной среде бытует мнение, что любое изменение богослужения или церковной традиции является уклонением в обновленчество, особенно если это касается применения русского языка или изменения устава. Однако здесь скрывается коварная подмена понятий.
Поясним на примере. Сейчас в нашей Церкви, слава Богу, идет евхаристическое возрождение. Миряне стали реальными участниками церковной жизни, каждый воскресный день храмы наполнены молящимися, подавляющее большинство которых подходят ко Святой Чаше и принимают животворящие Тело и Кровь Христовы. Наше священноначалие формулирует общецерковные документы, которые подтверждают, что такое положение дел является не только нормой, но и возвращением к исконной христианской традиции, когда церковная община не мыслилась без участия всех ее членов в Таинстве причастия.
Но менее ста лет назад евхаристическая жизнь мыслилась совсем иначе, точнее, она просто отсутствовала. Миряне, для того чтобы формально называться православными, не облагаться дополнительными налогами и не иметь юридических проблем в обществе были обязаны причащаться раз в год, «для галочки». Такова была печальная традиция синодального периода Церкви. И когда Русская Православная Церковь прошла через горнило гонений и расколов, то в ней стало просыпаться осознание того, что только Евхаристия может быть в центре духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и Церкви в целом.
Конечно, мы знаем имена святых дореволюционных проповедников и популяризаторов частого причащения мирян, и главным из них можно назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но обновленческий раскол, возникший в Советском Союзе, опорочил саму идею возвращения к истокам православной традиции, а значит, и затруднил реализацию всего того, чему посвятил свою жизнь кронштадтский проповедник. Даже сейчас порой возникают такие печальные ситуации, когда человека, желающего регулярно причащаться и читать Библию в современном русском переводе, обзывают обновленцем. Но обновленцы – это не те, кто желают жить в живой Православной Церкви, а предатели Церкви, это доносчики и осведомители ГПУ.
Обновленчество (а также их приверженцы называли себя «Живая Церковь») – это, в первую очередь, раскольническое движение в русском православии, возникшее после революции 1917 года. Обновленцы выступали против управления Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им безбожных преобразований. В период наибольшего влияния – в середине 1922–1923 годах – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.
И у обновленцев действительно были привлекательные идеи, иначе к ним не ушло бы такое количество духовенства (даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) был какое-то время в их числе). Но предательство обновленцами Матери-Церкви перечеркивает все благие начинания и идеи. Враг был коварен, через этот раскол лукавый опорочил саму идею обновления Церкви, опорочил название «Живая Церковь», и теперь даже минимальная адекватная правка богослужебных книг вызывает у священноначалия опасения второго старообрядческого раскола.
Братья и сестры, и мы вспоминаем сегодня святого из числа бывших обновленцев. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил пойти по стопам своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета.
Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.
После Февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем в то время был будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский.
В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского богословского института. В 1922 году отец Владимир Пищулин был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года священник снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам.
Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.
14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии, будущим патриархом Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью с оставлением в сане священника.
6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован в Петрограде, 8 октября Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании срока священник переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был снова арестован 5 июля 1937 года и заключен в симферопольскую тюрьму.
10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.
Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!