10 августа. Священномученик Николай Пономарев, диакон

10 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 10 августа (28 июля по ст. стилю)

 

Сегодня мы особо прославляем Богородицу и Приснодеву Марию через почитание Ее Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), а также прославляем многие другие иконы Божией Матери, носящие имя «Одигитрии».

И мы творим память:

Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов.

Мч. Иулиана (II в.).

Мчч. Евстафия и Акакия (начало IV в.).

Прп. Павла Ксиропотамского, подвижника (VIII–IX вв.).

Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних Киевских пещерах подвизавшегося в XIII–XIV вв.

Свт. Питирима, епископа Тамбовского (XVII в.).

Святых, пострадавших в XX веке: сщмч. Николая Пономарева, диакона; прмч. Василия (Эрекаева), иеромонаха; прмцц. Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташикиной), монахинь; мчч. Арефы Еремкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой.

Празднуется собор Тамбовских святых.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня посвящаем программу одному из священномучеников первой половины ХХ века.

Священномученик Николай Пономарев родился в 1867 году. После окончания народного училища он в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда Пермской губернии. 18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Шогрышского, того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.

Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» – «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.

Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой половине XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.

Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте – в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продлиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.

Безбожная власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести, одна за другой, доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского – Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова.

Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском – отец Николай Удинцев, в селе Покровском – отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.

Страшная участь, уготованная очень многим пастырям и дьяконам Русской Церкви, постигла и отца Николая Пономарева. 28 июляпо старому или 10 августа по новому стилю, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 10 августа до прихода белогвардейских частей 21 сентября.

В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм – разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.

В конце 1918 – начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.

В 2002 году священномученик Николай был прославлен в соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы