1 августа. Благоверный князь Роман (Олегович) Рязанский

1 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 1 августа (19 июля по ст. стилю)

 

Сегодня мы совершаем память:

Прп. Макрины Каппадокийской, сестры свт. Василия Великого (IV в.).

Прп. Дия Константинопольского, игумена (IV – первая половина V в.). 

Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (XIII в.).

Прп. Паисия Печерского, в Дальних Киевских пещерах подвизавшегося в XIV веке.

Блж. Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его блгв. кн. Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), сербских святых (XIV – начало XV в.).

Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца, в 1903 году.

Празднуется собор Курских святых.

Прославляется икона Божией Матери: «Умиление» Серафимо-Дивеевская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к лику благоверных князей. Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии, и святой князь умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига, и это оставило отпечаток на его судьбе. Он лишился родителей. Об отце святого, князе Олеге Игоревиче, известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к Отчизне и совершенная преданность воле Божией отличали будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя Киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин – воспитывались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви.

Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Тимуру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Орду на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их.

В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть”».

Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа.

С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости. Но ему отрезали язык, а затем выкололи глаза. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, святого страстотерпца рубили по частям: начиная с пальцев рук и ног, а закончили тем, что отсекли целиком руки и ноги.

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь Рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным.

Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней...».

Святый благоверный княже Романе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы