1 июля. Обретение мощей священноисповедника Виктора, епископа Глазовского (1997)

1 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 1 июля, Православная Церковь празднует обретение мощей священноисповедника Виктора, епископа Глазовского.

Святитель Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов), родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища он окончил Саратовскую духовную семинарию. Будучи студентом Казанской духовной академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 год отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской духовной миссии, затем, с 1909 года, являлся смотрителем Архангельского духовного училища.

Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской лавры, а с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно Православной Церкви».

В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобожден. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский губернский ревтрибунал приговорил владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через пять месяцев он был освобожден. За активные выступления против обновленчества владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению ГПУ сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах.

Святитель вернулся в Вятку, где, имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентября 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в Синоде новоназначенного вятского архиерея Павла (Борисовского) владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией. 

В конце августа – начале сентября 1927 года епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения ее духовенству и верующим Воткинской епархии.  Будучи глубоко возмущен содержанием Декларации и не желая оглашать ее, епископ Виктор запечатал ее в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но ее практически нигде не приняли. Вскоре последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом управления Екатеринбургской епархией.  Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал. Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие Церкви, владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающим ее «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию», «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви». 

2 (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. 8 (22) декабря Духовное управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешел на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская), в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. 23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещен в священнослужении. Однако владыка не признал этого определения. Отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому), находящемуся в заключении. 

В марте 1928 года святитель пишет «Послание к пастырям», в котором снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путем превращения ее в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защита Истины». 

Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года, владыка был арестован в Глазове и приговорен к трем годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову). В заключении на Соловках (июнь 1928 г. – 1930 г.) святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях. «Рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский), Нектарий (Трезвинский) и Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов». 

Весной 1930 года святителя переводят на материк. По постановлению ГПУ по пересмотру дела он был приговорен к ссылке на три года в северный край и после освобождения из лагеря летом 1931 года сослан в село Усть-Цильму северного края. Но через несколько месяцев (в 1932 году) его вновь арестовали, этапировали в город Сыктывкар и приговорили к трем годам ссылки в Коми-Зырянскую АО. Там он проживал в селе Нерица в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.

Святитель скончался 2 мая 1934 года от воспаления легких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки. 1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на местном кладбище села Нерица, несмотря на шестидесятитрехлетнее пребывание их в болотистой почве. Приняв подвиг борьбы за истину, святитель решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за нее. Он шел на страдания за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа. 

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. ЛеонтияИпатия и Феодула (70–79);

прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV);

сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова, пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938).

Совершается празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157), чтимых списков с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровской (XIII) и Московской (1157). Празднуется сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать