Церковь и время

2 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 2 сентября 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, по традиции благословить наших телезрителей на начало.

 

- Помолимся, чтобы Господь благословил нас провести сегодняшний вечер с духовной пользой.

 

- Наша сегодняшняя тема "Церковь и время". Батюшка, почему именно эта тема показалась Вам актуальной?

 

- Для людей Церкви очень важно показать всем окружающим людям, что Церковь имеет ответы на все вопросы, которые волнуют всякого человека: и старого, и молодого. Благовестие Христа Спасителя актуально для всех народов и на все времена. Хотя Церковь существует уже две тысячи лет, но она не музей древностей. В памятнике раннехристианской письменности "Пастырь Ерма" есть такие замечательные слова: "Церковь есть первое творение Божие, ради нее Бог сотворил мир". То есть, еще до того как Господь Бог сотворил мир, до того как человек исказил этот мир грехом Господь предопределил спасение человека - воплощение Сына Божия, Его крестную смерть, воскресение и Церковь как таинственное тело Христа Спасителя, то пространство, где мы можем встретить Бога. То есть Церковь очень древняя и в то же время очень современная.

Замечательный богослов Владимир Николаевич Лосский написал: "Мир стареет и ветшает, а Церковь постоянно обновляется Духом Святым, источником ее жизни". То есть Церковь - это прошлое и Церковь - это настоящее. Церковь - это то, что актуально здесь и теперь.

 

- Понятия пространства и времени часто связываются. Вы говорите, что Церковь была создана до творения самого мира. Если говорить о ветхозаветном народе, то это было совершенно небольшое племя. За две тысячи лет христианство распространилось, но до сих пор не охватило все пространство земли. Почему нет равномерности и распространения по всему миру.

 

- Господь говорил, что Евангелие будет проповедано по всему миру, пока это не исполнилось. Господь постоянен и неизменен, но Церковь - это Господь и мы. Мы растем, нуждаемся и в покаянии, и в изменении, и освящении, и есть тайны Божии, которые нам пока не открыты. Как говорил Евагрий Понтийский, сейчас на этот вопрос нет ответа, но настанет время, когда не будет и самого вопроса.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Настало ли время обозначить в современной России духовную скрепу, которая создала ее, то есть особую роль православного христианства?

 

- Для нас, людей Церкви, очевидно, что историческая Россия создавалась вокруг Русской Православной Церкви. Без нее не было бы государственности, не было культуры. Дело не в законодательном закреплении особой роли православия в истории и современности. Но дело в том, чтобы мы, как православные христиане, несли свет, делали добро, проповедовали Христово Евангелие, и тогда отпадет необходимость в каких-то законах. Сама жизнь будет свидетельствовать о том, что Церковь является и основой, и стержнем современной жизни.

 

- В разные времена цели и задачи Церкви разные?

 

- Цель Церкви во все времена одна - это спасение человека, избавление его от вечной погибели и приготовление к Царству Божию. В этом плане цель Церкви не меняется.

 

- Если иметь в виду те времена, когда Церковь не была столь доступна, как сейчас?

 

- Замечательно, что мы живем во время, когда можно свободно исповедовать себя христианином и свободно приходить в храм. Сейчас мы имеет множество исторических и недавно построенных храмов. Есть замечательная возможность читать духовные книги, возможность зайти в интернет и ознакомиться с великим наследием православной культуры, православной истории. Будет грустно и глупо, если мы не воспользуемся тем, что нам дарует Господь Бог и современная ситуация.

 

- В совсем недавние времена советской власти для очень многих Церковь была недоступна. Можно ли осуждать таких людей?

 

- Осуждать нельзя никого. Для меня гораздо более грустно то, что уже более двадцати лет нет богоборческого режима, а в головах людей штампы советского времени о Церкви, о священнослужителях, о верующих. Почему так живучи эти негативные стереотипы - вот вопрос.

 

- Должна ли Церковь приспосабливаться к каждому времени?

 

- Церковь никогда не должна приспосабливаться, она должна использовать возможности, которые существуют сейчас. Для того чтобы не потерять наших детей, молодое поколение, мы должны разговаривать с ними современным языком, осваивать интернет-технологии. У большинства храмов сейчас есть странички в интернете - и это замечательно.

 

- На протяжении истории менялись внешний вид и проявления Церкви. Как это сочетается с неизменяемостью Церкви.

 

- Именно потому, что Церковь всегда и старая, и молодая, что-то можно и нужно менять, а что-то является неизменным. Неизменными являются православное учение, догматы Церкви, но стиль архитектуры может меняться.

 

- Какие черты Церкви должны быть стилизованы под современную действительность?

 

- Слово "стилизация" мне нравится, но Церковь должна уметь отвечать на современные вызовы действительности. Поэтому очень хорошо, что существует телеканал "Союз", что Церковь находится в интернет-пространстве. Очень  хорошо, что наши священнослужители работают с молодежью, что в Церкви есть люди, которые хотят помогать слабым и обездоленным. Задача Церкви - объединить эти усилия, наполнить служение ближнему молитвой, тогда мы и будем реализовывать себя как ученики Христа Спасителя.

 

- Как Вы считаете, возможна ли проповедь Евангелия со всем накопленным за две тысячи богословским багажом на том самом языке, на котором он был создан?

 

-  Язык богословия - это воцерковленный язык философии. Благая весть пришла из Иерусалима в мир греческой культуры, где люди думали в категориях греческой философской мысли. Очень многие термины и понятия богословия - это термины философии, получившие новое осмысление трудами святых отцов. Ведь философия актуальна, ее изучают в вузах, также актуально и богословие. Вспомним выражение о философии, как о служанке богословия.

Думаю, что богословие очень и очень интересно. Человек может открыть его для себя как воздух, как свежий ветер, потому что богословие говорит о Боге, о том, что Бог - это не некий безличный высший абсолют, а наш Отец, и что, будучи Богом, Он стал еще и человеком. Сын Божий пришел в этом мир, принял все ограничения тварного бытия, оставаясь при этом Богом. И область христологии, то есть вопросов о том, как сочетаются в единой личности Бог и человек - это очень интересно. Ведь мы хотим научиться любить Бога, а если мы кого-то любим, мы хотим о нем знать как можно больше.

Бог непознаваем, но Он открывает Себя. Богословие не просто набор истин о Боге, это путь жизни в Церкви, путь церковной молитвы, который должен привести нас к тому, что мы будем любить Бога, будем чувствовать, что мы находимся с Ним в определенных отношениях, что Он наш Отец, а мы Его дети.

 

- Вопрос телезрительницы: Объясните, пожалуйста, слова из псалма "ты иерей во век по чину Мельхиседекову".

 

- Мелхиседек - таинственный персонаж из Ветхого Завета. Не имея генеалогии, он является прообразом Христа и Спасителя. Мелхиседек был царем и священником, само имя в переводе означает "царь правды". Господь, Который не принадлежал к ветхозаветному священству, тем не менее, Он является первосвященником Церкви. Господь является и Царем мироздания. Мелхиседек из Ветхого Завета является прообразом служения Господа как царя и как священника. Именно об этом приведенная строчка псалма.

 

- Насколько различны люди, составляющие Церковь в различные времена? Или на протяжении веков все мы похожи в Церкви?

 

- Мир кардинально изменился за две тысячи лет, что существует Церковь: открыты пять континентов, человеческое сознание вышло за пределы Земли, мы летаем в космос, компьютерные технологии и мобильные телефоны. Но человеческие чувства, человеческая душа, конечно, остались прежними. Именно поэтому мы можем читать Евангелие, Апостольские Послания и понимать, что это для нас, потому что в душе человек такой же, какой он был. Поэтому мы, действительно, те же самые люди, к которым обращался Христос, когда совершал Свои чудеса. Поэтому каждый раз, когда совершается Божественная литургия, мы можем стать участниками Тайной Вечери, которую Господь совершил накануне страданий, смерти и воскресения, установив Таинство причащения. Участвуя в Таинстве причащения, мы становимся настолько близки со Христом Спасителем, что все, что Он сказал и совершил, является и нашим достоянием, и нашей жизнью.

 

- Неужели на протяжении всей истории человечества у людей одни и те же проблемы, которые они несут в Церковь и пытаются решить с Божией помощью?

 

- Одни и те же испытания, одни и те же искушения, разной может быть форма. Но в Церковь мы приходим, для того чтобы избавиться от проблем?

 

- Средства избавления от этих проблем одни и те же на протяжении всей истории Церкви?

 

- Если мы посмотрим учения святых отцов об аскетике, о деятельной борьбе со страстями, мы увидим, что все это актуально для нас сегодня, как и тысячи лет назад. Душа наша осталась прежней, духовные проблемы такими же.

 

- Если рассматривать категории возраста человека: детство, юность, зрелость, старость, насколько должен разниться язык Церкви по отношению к разным возрастам?

 

- Естественно, мы предъявляем разные требования к ребенку, взрослому сознательному человеку и человеку старому, немощному.

 

- Как Вы относитесь к таким делениям, как детские литургии или молодежные группы?

 

- У нас на приходе есть молодежная группа, и я очень рад, что молодые люди не только участвуют в богослужении - хотя это самое главное - но и хотят проводить вместе свободное время. Если общим для них является самое главное - Церковь, то общим может быть и не самое существенное, как, например, совместное времяпрепровождение.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Лобня: Является ли роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" богохульством, пусть даже и неосознанным, а также некогда популярная песня группы "Наутилус Помпилиус" "Видишь, там, на горе, возвышается крест"?

 

- Вопрос о допустимости в искусстве – будь то изобразительное искусство, литература или музыка - трактовок образа Христа Спасителя - открытый вопрос. У каждого художника должна быть совесть, в соответствии с которой он должен реализовывать свой талант.

Что касается романа "Мастер и Маргарита", то, конечно, образ Иешуа, который мы встречаем на страницах романа, очень далек от образа Господа, который мы знаем в Церкви. Но ведь это вымысел даже не Булгакова, а героя романа - Мастера. В этом романе есть точная мысль, что сами люди сделали свою жизнь греховной и плоской.

Художник должен обладать свободой, но он должен обладать и чувством меры. Не знаю, что сказать о песне Бутусова, но мне известно, что он верующий человек. А что думаете о его песне, Вы, Михаил?

 

- Когда я был еще нецерковным человеком, я прочитал роман, и он мне понравился. Я рад, что прочитал его тогда, но думаю, что сейчас я даже не смог бы начать его читать.

 

- Многие люди в советское время обратились к Евангелию, прочитав роман Булгакова. То же самое, возможно, и с песней. Может быть, когда молодые люди слышат о Христе в такой необычной для нас форме, как песня, это позволяет им задуматься о том, Кто же такой Христос и кто такой апостол Андрей. Вопрос открытый.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Чем отличается духовный человек от душевного и плотского? Как Вам кажется, много ли сейчас в православных церквах именно духовных людей? Слово духовенство происходит от духовности?

 

- Человек - это и душа, и дух - то, что является даром от Бога и отвечает за отношения с Богом - и тело. Поэтому все мы телесны и материальны. Наши помышления тоже материальны. Мы еще душевные люди - мы страдаем, переживаем, в нас живут страсти.

По слову Иринея Лионского, душа находится посередине: между телом и духом. И чем ниже душа падает к телу, тем человек материальнее. Чем ближе душа к духу, тем человек духовнее.

Все мы находимся в двойственной ситуации. С одной стороны, мы все получили дар Святого Духа в Таинстве крещения, в Таинстве миропомазания. С другой стороны, каждый из нас может спросить себя, отвечает ли он требованиям, которые предъявляются человеку Евангелием, и каждый разумные человек ответит: нет. Но все мы стремимся  это исполнять, мы только стремимся любить Бога. Потому что любить Бога означает быть святым. Ведь Господь говорит: если любите Меня, заповеди Мои соблюдете.

Конечно, все мы несем на себе греховность. Грех - это не просто некий плохой поступок, слово или помысел. Грех поражает человека на всех уровнях его бытия. Абсолютно все мы грешники, но мы знаем, что есть Свет, и что этот Свет больше, чем тьма, что может обитать в человеке. Мы идем к Свету и надеемся, что свет Христовой любви и церковные таинства будут нас очищать, и мы будем понемногу меняться: из плотских грешников становиться  людьми все более духовными. У меня есть такая надежда.

 

- Среди мирян существует выражение  "хороший батюшка, верующий". И чем принципиально отличается священник от мирянина?

 

- Думаю, что к Богу ближе тот, кто больше любит Бога, независимо от того, кто это: водитель трамвая или священнослужитель. Но священнослужитель в таинстве священства получил обязанность служить Богу, совершая церковные таинства. В идеале священнослужителями становятся по особой любви к Богу и человеку, поскольку это служение и Богу, и ближнему. Отвечаем ли мы этим требованиям - у всех это по-разному. К сожалению, очень часто наша жизнь не соответствует нашей вере.

 

- Вопрос телезрительницы из Крыма: Трудно переоценить значение телеканала "Союз",  для меня это каждый раз, как глоток жизни. В передаче "Верую" с Дмитрием Певцовым, который восхищался фильмом "Остров", при этом он сказал, что один из священнослужителей назвал этот фильм антихристианским. Я не расслышала ответ ведущей, и очень переживаю, потому что никак не могу понять, как может быть антихристианским фильм, режиссер которого Павел Лунгин получил благословение на его съемки от приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II?

 

- Мне кажется, это очень добрый и замечательный фильм. Фильм о грехе и покаянии, об изменении человека, посвящении его Богу. Но мы живем в свободном мире, где каждый вправе высказывать свое мнение, и правильное, и неправильное. Зачем переживать по этому поводу?

 

- Возвращаясь к разговору о священстве, вопрос, связанный и с фильмом "Остров". Существует мнение, что в этом фильме занижена роль духовенства: священники представлены некими бездуховными менеджерами.

 

- В фильме показан замечательный настоятель монастыря, очень добрый, который к тому же пишет иконы. Не надо  воспринимать художественный фильм как документальную съемку. Между художественным произведением и реальностью очень большое расстояние.

 

- Как правильно смотреть на священнослужителя: видеть в нем образ Христа или относиться, как к старшему брату?

 

- На любого человека надо смотреть, угадывая в нем образ Божий. То есть в каждом человеке надо стараться видеть самое лучшее, что в нем есть. То же касается и священника. Другое дело, что во время совершения Божественной литургии, как это ни высоко звучит, священник являет образ Христа Спасителя, символизирует, отображает. Это превосходит наши немощные силы, но Господь так благословил наше желание служить Ему и людям.

 

- В XX веке было такое негативное явление, как обновленчество. Обновление Церкви часто связывается с обновленцами, правильно ли это?

 

- Обновленцы были раскольниками, попирали устои Церкви, шли на любые компромиссы в сотрудничестве с богоборческой властью и дискредитировали многие вещи. К счастью, обновленческое движение ушло в прошлое, но этот ярлык, который христиане любят навешивать друг на друга, остался. Если мы вспомним чинопоследование Литургии, в тропаре перед освящением Святых Даров мы просим, чтобы Господь обновил нас, молящихся. То есть нас обновляет благодать Христова.

 

- Это обновление касается внутренних изменений, должно ли оно выражаться в каких-то внешних проявлениях?

 

- Как только мы встали утром, помолились Господу, испросили Его благословения, так и должны прожить жизнь обновленными людьми. Мы пришли в храм, для того чтобы Господь обновил нас Своей любовью.

 

- Вопрос телезрительницы: Недавно я лежала в больнице, рядом в палате находилась женщина-мусульманка, и я дала ей молитвослов, чтобы она могла молиться о своих детях. Всегда ли так было, что люди другого вероисповедания, в частности мусульмане, обращаются к нам, христианам, за помощью?

 

- Спасибо, очень хороший вопрос. Для примера: сейчас Миры Ликийские находятся на территории Турции. Когда-то там был храм, где находились мощи великого святителя Николая, и это место очень почитаемо у турок. Надо помнить, что все мы дети Адама и Евы, и по возможности помогать другим людям, независимо от их религиозной принадлежности.

 

- Как Вы считаете, насколько высока будет роль христианства в Китае и на территории непросвещенного Востока?

 

- Когда-то в Индии и Ираке было очень много христиан, и мы надеемся, что и в Китае будет много христиан.

 

- То есть Вы считаете, что простор для проповеди христианства еще есть? Существует мнение, что христианство прошло пик своего развития и сворачивается, близясь к концу времен.

 

- Господь предупреждал, что о последнем дне этого мира не знает никто, только один Отец. Мы не знаем, находится ли Церковь на пороге своего развития, в середине или в конце.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Выборга: Случается, что мы стоим в очереди к исповеди, но батюшка не успевает исповедовать всех. Мы не успеваем сказать о своих грехах, священник просто благословляет всех, кто готовился к исповеди, причащаться за Литургией. Считается ли это отпущением грехов?

 

- Преподобный Амвросий Оптинский сказал, что смущение есть самое душевредное искушение. Никогда не надо смущаться в Церкви. Если батюшка благословил Вам причащаться, не надо смущаться, что Ваш грех не прощен. Господь прощает нас по расположению нашего сердца. Если у нас было желание исповедоваться в каком-то грехе, но по независящим от нас причинам это не произошло, смущаться не надо: все грехи прощены.

 

- Как Вы считаете, будут ли меняться с течением времени церковные обряды или последования таинств? Или останется форма, сложившаяся к сегодняшнему дню?

 

- Менялась ли Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста на протяжении веков? Менялась. То, что с течение времени что-то в Церкви меняется, появляются новые молитвословия, новые прошения - это естественно. Неизменны в Церкви догматы, неизменно церковное учение. Форма может быть разная, она и сейчас различна в разных Поместных Церквах.

 

- С развитием технологий и возможностью унификации всего, будет ли унифицироваться богослужение? Например, греческое и русское богослужения станут одинаковыми?

 

- Думаю, что нет, и что замечательно, что в разных Поместных Церквах есть свои традиции, и не надо их терять.

 

- Вопрос телезрителя: В Откровении Иоанна Богослова говорится о семи светильниках в руке Иисуса Христа, и каждой Церкви Он дает наставление. К какой Церкви относится Церковь Православная?

 

- Мне кажется, что те семь малазийских Церквей, которые упомянуты в Откровении Иоанна Богослова, все они Церкви православные. Писалось это для конкретных Церквей, которые находились в Малой Азии.

 

- Насколько вообще доступно понимание Откровения Иоанна Богослова для мирян?

 

- Понимание Откровения является сложным для всех, поэтому надо пользоваться каким-нибудь толкованием. Прекрасное толкование на Книгу Откровения есть у архимандрита Ианнуария (Ивлева). Недавно оно было выпущено на аудиодисках. Рекомендую его всем телезрителям.

 

- С развитием технологий часто возникает вопрос о том, что новое они привнесут в церковь? Когда-то в храмах не было электричества, только свечи, и когда частично стали использовать электрическое освещение, многие стали говорить о том, что приближается конец света.

 

- Приведу простой пример. Храм, в котором я служу, очень небольшой, и когда к нам приезжает служить Владыка, он не может вместить всех желающих попасть на епископскую службу. Тогда мы выносим на улицу большой экран, на который через установленные в храме камеры транслируется ход богослужения. Еще у нас есть электронный аналой: нажав на кнопку, можно открыть Священное Писание, можно открыть Служебник или молитвослов.

 

- Тогда такой вопрос: можно ли прикладываться к иконе, которая изображается на экране?

 

- Вопрос хороший, давайте подумаем. Как говорится в переопределении VII  Вселенского Собора, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Мы целуем не доску, не краску, а того, кого являет и изображает икона. Поцелуй иконы - это выражение нашей признательности и любви к Спасителю, Богородице, святым, изображенным на иконе. Поэтому, думаю, что увидев икону на экране айфона, можно к ней приложиться. Ведь в момент, когда мы прикладываемся к изображению, мы обращаемся с молитвой к первообразам. Все, что побуждает нас вспомнить о нашем духовном призвании, вознести молитву Богу, надо приветствовать.

 

- Вопрос телезрительницы: В Евангелии говорится, что человека семьдесят раз. Прощать надо, если человек просит прощения, или если он даже и не просит?

 

- В Господней молитве мы молимся "и оставим нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". То есть, у нас нет выхода: прощать или не прощать.

Что касается конкретной ситуации, то одно отношение к детям: мы должны исправлять их, растить и в любви, и в  строгости. Другое дело - в отношениях с ровесниками или со старшими. Прощать надо каждый раз, но хорошо, когда прощению сопутствует и примирение. Мы стараемся это делать, хотя бывает и сложно.

 

- Сейчас часто встречается печатная продукция с изображениями икон, храмов. Как поступать с ней, если такие газеты раздаются, например, у входа в метро? Может быть, надо протестовать против такой полиграфии?

 

- Как же можно протестовать против глупости? Глупость побеждает. Вот Вы же не будете выбрасывать газету с изображением иконы в мусорку? Будем знать для себя, как правильно себя вести.

 

- Как Вы видите реализацию христианства в будущем? Только ли нравственное влияние или будет и влияние культурное?

 

- Но ведь я не пророк. Мне бы очень хотелось, чтобы Церковь охватывала все стороны современной жизни: чтобы и церковная архитектура, и церковное искусство соответствовало очень высоким стандартам, как это было всегда. Посмотрите на прекрасные храмы в нашем городе - это высшее достижение архитектуры. Появляются ли столь достойные храмы? Появляется ли столь же достойная иконопись? Можно сказать, что да. Появляются и современные церковные книги, музыка.

 

- Сейчас влияние Церкви сводится в основном к роли нравственного учителя, хотя в первые века христианство было больше связано с богословскими спорами и борьбой с ересями. Как Вы считаете, эта роль навсегда покинула Церковь?

 

- Думаю, что богословие еще будет очень востребовано и актуально и что в вузы, где преподается богословие - а сейчас его преподают и в светских вузах - будет стоять  большая очередь из молодых людей. Наша христианская нравственность - вещь прикладная, поскольку проистекает из того, что мы знаем самое главное: Кто такой Господь и чему Он нас учит.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: Как накладывал крестное знамение Иисус Христос: одноперстием или двоеперстием? Почему мы не крестимся так, как Сам Иисус Христос?

 

- Господь крестился тем, что взошел на крест, и принял там смерть. Таким образом крест из орудия мучительной казни превратился в символ нашего спасения. Всеобщее поклонение Кресту наступило, когда царицей Еленой в Иерусалиме было обретено Животворящее древо Креста Господня.

 

- Мне уточняют вопрос: телезрительница хотела также спросить, каким образом Иисус Христос благословлял народ?

 

- В Ветхом Завете Господь Бог говорит через пророка: благословляйте народ Именем Моим. Как мы помним, Господь возложил руки на детей и тем самым их благословил.

 

- Поскольку мы говорим о времени, то следующий вопрос о вечности. Христианское богословие говорит о том, что вечность - это не бесконечное время, а нечто другое.

 

- Мне кажется, что вечность уже началась. У христиан есть чувство, что мы будем жить всегда, потому что мы принадлежим вечному Богу. В свое время мы покинем этот мир, но жизнь наша не прервется. Каждый день мы читаем Символ веры, который заканчивается словами: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Жизнь будущего века начинается здесь и сейчас, когда мы принимаем Таинство крещения, когда обращаемся к Богу  с молитвой, ищем Царства Небесного. Вечность уже здесь, но в полноте совершенства она откроется только в жизни будущего века.

 

- По мере воцерковления человека изменяется ли у него представление о времени?

 

- Думаю, что представление о времени меняется, потому что мы растем. Раньше дни были длинными, солнце светило ярче, а сейчас все очень быстро.

 

- Как Вы считаете, может ли старшее поколение через призму своих представлений о действительности давать четкие указания младшему?

 

- Давать можно, но будут ли они исполнять? Ведь обычно молодые люди считают, что они все прекрасно знают и без совета взрослых, и это надо учитывать в нашей педагогической работе.

 

- Вечность, которая должна наступить после всеобщего воскресения, будет отличаться от того времени, в котором мы живем сейчас?

 

- Сказано: будет один невечерний день, а ночи не будет. Сказано: и отрет Господь всякую слезу.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Как Вы относитесь вышивке икон бисером?

 

- Когда человек с благоговением и молитвой вышивает икону бисером, мне это очень нравится. Если человек попостится, помолится, это будет очень здорово.

 

- Время коротко или быстро для каждого из нас?

 

- В начале жизни кажется, что его очень много, а в конце, что его совсем и не было.

 

- Прошу Вас на прощание сказать, как использовать время своей земной жизни?

 

- Надо чувствовать ответственность за то, как мы пользуемся своим временем и нынешней ситуацией. Господь даровал нам все: храмы, книги, и никто не будет виноват, кроме нас самих, если мы не сумеем всем этим воспользоваться.

 

- Спаси Господи, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

 

- Попросим Господа Бога, чтобы нам различать времена и уметь временами пользоваться.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать