Церковь и общество. Беседа с историком казачества С.А. Батищевым

16 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Увлеченный историк казачества, служивший и воевавший в Афганистане, автор стихов о Кандагаре Сергей Александрович Батищев в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о некоторых начальных периодах истории казачества, связанных с событиями XIII-XIV века в истории Руси и периодом нашествия монголов, о появлении и загадках существовавшего в столице Орды Сарайского епископства, об участии казаков в действиях Орды, а также о будущем казачества.

– Добрый день! Сегодня у нас в гостях Сергей Александрович Батищев. Здравствуйте, Сергей Александрович!

– Здравствуйте!

– Даже Ваш внешний вид сразу производит впечатление.

Сергей Александрович – атаман станичного казачьего общества «Щаповское», а также член Общественного совета Управления внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому округам города Москвы. То есть мы видим, что он имеет отношение к казакам. Еще – ветеран войны в Афганистане. Это я сразу говорю, чтобы люди поняли, с кем мы разговариваем. Кажется, непонятно, как будет двигаться наш разговор и о чем. Поговорим мы сегодня очень необычно – поговорим с современным казаком об истории казачества.

У Вас есть публикация под названием «История казачества. Начало». Многие говорят так: «Мы видим по телевизору людей, одетых в форму; мы понимаем, что есть казачьи округа, даже знаем, что уже есть законы, связанные с казачеством, подписанные президентом. А когда все это появилось? Откуда взялись эти люди? Это что – народ, нация, этносоциальная группа?» Все это сейчас может быть в центре нашего внимания. Давайте вернемся к истокам: кто такие казаки?

– Я стал интересоваться историей казачества уже в достаточно зрелом возрасте. Я родился и вырос в городе Новомосковске Тульской области. В этом городе начинается великая русская река Дон. У меня один дедушка погиб во время Великой Отечественной войны. Другой десять лет провоевал (начиная со срочной службы, потом на Финской войне, потом на Великой Отечественной). Десять лет провел в солдатских сапогах. Никогда мои родители, бабушка, дед не поднимали тему казачества. И когда я задавал вопрос «Кто мы?», никогда не получал на него ответа. Надо сказать, что с детства моей настольной книгой был роман «Тихий Дон», я очень увлекался казачеством и всем, что с этим связано. Как говорит уважаемый мной атаман: «Нет мужчины, который не мечтал бы быть казаком».

Пройдя определенный жизненный путь, я, опираясь на свои родовые фамилии, попытался найти – благо сейчас есть Интернет и это все доступно – своих предков. И с удивлением узнал, что моя фамилия и по папе, и по маме и фамилия моей бабушки являются старинными казачьими фамилиями. Упоминаются эти фамилии с XVI века. Это казаки, которые поступали на службу к русскому царю, которые жили на приграничье (в то время это были Елец, Орел, Липецк – вот эти места), получали за свою службу так называемую десятину, земли и охраняли рубежи Московского государства от набегов кочевников. А кто были эти люди? Откуда они пришли?

– И почему вдруг они служили русскому царю, а не французскому королю, например?

– Надо опереться на эти данные и на работы Льва Гумилева, Евграфа Савельева, Андрея Гордеева, историков казачества…

– Знаменитый Гордеев широко издавался за рубежом, его четырехтомник знают все казаки.

– Да. Я выяснил для себя некую тенденцию. Нужно сказать, что история казачества, с моей точки зрения, начинается именно с монгольской эпохи. Каким образом мы увязываем монгольскую эпоху и казачество?

– Вы имеете в виду монгольскую эпоху, связанную с Русью?

– Я имею в виду именно ордынскую эпоху.

– То есть это XIII и XIV века.

– Да. Жизнь в междуречье Волги и Дона – а эта местность считается колыбелью казачества, в частности донского – никогда не прекращалась. В XI и XII веках было Великое переселение народов, которое было связано с многолетней засухой и с малой эпохой Ледникового периода.

– Вы имеете в виду Великое переселение народов, когда славяне двинулись на восток?

– Я имею в виду ту эпоху, когда Великая степь, то есть Центральная Азия, начала свое продвижение на территорию сегодняшней России. Почему это происходило? На территории Центральной Азии проживало большое количество всевозможных племен, но они были, так или иначе, объединены некими системами. Например, на территории Центральной Азии жили кидани или половцы, жили огузы, или тюрки; мы их называем печенегами, они все были кочевниками.

Какие-то боевые действия там происходили всегда. Для того чтобы вести какие-то боевые действия и кочевать, нужно, чтобы были кони и чтобы было достаточно еды. Естественно, кочевники добывали еду за счет скота. Соответственно, когда наступил Малый ледниковый период, изменились природные условия на этих землях – выпадало много снега, было холодно. Животные не могли добывать себе корм через ледяной наст. Тогда динлины, кидани и половцы спустились на территорию междуречья Волги и Дона. В нашем понимании половцы – это кто? Это какие-то черные люди…

– Какие-то люди, которые живут в степях, кормятся непонятно чем, нападают на Русь, князя Игоря захватили.

– А это совсем не так. У половцев цвет волос был как у Вас – цвет выжженной травы. Это были славянские племена, которые пришли с предгорий Алтая, которые жили раньше в Центральной Азии. Это были кочевые славянские племена.

– То есть славяне жили на Алтае?

– В предгорьях Алтая. Почему я говорю, что это славянские племена? Потому что у них было тесное общение между внутренними княжествами. В Великой степи появился Чингисхан – Тэмуджин.

– Он был монголом все-таки?

– Монголы – это тоже собирательное название. Многие племена, которые были покорены, называли себя монголами, то есть они считали очень удобным для себя, когда их включали в систему.

– То есть необязательно они принадлежали к монголоидной расе?

– Совсем необязательно.

– Тогда откуда они появились в Сибири? Или они там жили изначально?

– В Центральной Азии появились «люди длинной воли». Там всегда были какие-то цивилизации, которые, так или иначе, систематизировались. Соответственно, когда появились «люди длинной воли» и появился Чингисхан, они двинулись завоевывать пространство. По закону, по Ясе – это был очень серьезный закон, который был жесток, но в то же время справедлив – впереди войск высылали парламентариев, которые предлагали князьям тех или иных территорий такую сделку: те должны были отдавать десять процентов от всех своих промыслов и десять процентов кровью…

– Организованный рэкет.

– Можно так сказать, если смотреть на это с сегодняшней точки зрения.

– Кто сильный, тот и прав.

– Но при этом система не нарушалась, а привносились только какие-то блага: охрана и так далее.

– Кто из них были казаки?

– На территорию Руси шли два военачальника – Субэдэй-багатур и Джэбэ. Когда они подошли к территории Руси, русские князья вместе с половцами оказали татаро-монголам сопротивление. Тут нужно сказать, что татаро-монголы – это тоже обобщенное название.

– Оно вообще появилось только в XVIII веке с легкой руки Татищева.

– Татары – это были племена, которые проживали на территории Центральной Азии, татары подло убили отца Тэмуджина, будущего Чингисхана. Тэмуджин, когда стал великим ханом, им отомстил – полностью уничтожил племя татар, но это имя прижилось и дало название сегодняшним татарам, которые проживают в Поволжье, а сегодняшние татары – это булгары, как мы знаем.

– Да, это правильно. Я с этим полностью согласен. Они, кстати, не были монголоидами.

– Соответственно, ордынские племена, напав на объединенные войска половцев и русских, имели своей целью уничтожение знати половцев и включение половецких воинов в систему. Одним из правил включения в ордынскую систему была десятина со всех промыслов и десятина кровью. Что такое десятина кровью? Каждый десятый юноша и каждая десятая девушка, которые приходили в Орду, размещались на территории междуречья Волги и Дона. Вот там и сформировалось так называемое «нарочитое войско», которое позднее получило название казачества.

– То есть это люди, насильно переселенные со своей родины в определенные места.

– С моей точки зрения, это люди, которые были включены в систему Орды. На территории междуречья Волги и Дона также жили аланы.

– Аланы это единый народ, в том числе и по национальности. А казаки – как они появились? Как они объединились – механически?

– Это некое ордынское войско, которое включало в себя представителей различных национальностей, в том числе хазар, аланов, половцев.

– Но когда формировалось войско Орды, оно делилось на тысячи и сотни, то есть оно было организовано по определенной схеме. Вдруг появляются казаки, которые  по этой схеме не организованы. Что это за войско? Войско представляет какое-то государство или какой-то анклав, например, какое-то княжество... У Орды свое войско. А казаки на основании какого анклава собрались? Просто так? Неожиданно кто-то их собрал и сказал: «Вы будете самостоятельным войском»?

– Это ведь было время, когда объединялись по родоплеменным критериям. Кроме всего прочего, это войско возглавляли выходцы из Орды – тысяцкие. То есть это были какие-то видные военачальники. Кстати, Мамай, который воевал на Куликовом поле, был тысяцким.

– Совершенно верно, он был одним из полководцев Тохтамыша, он фактически подчинялся царю, царем называли хана Золотой Орды. Мамай был почти никто, он просто слишком много о себе заявлял. Поэтому когда на реке Воже первый раз русские его разбили, Тохтамыш был очень рад. А когда на Куликовом поле – тем более.

– Я хочу подчеркнуть: по Ясе Чингисхана неважно было, какого ты вероисповедания. И думаю, что для многих будет открытием, что 50% проживавших в Центральной Азии людей были христианами несторианского толка.

– Да, вот это интересно. Здесь Вы абсолютно правы, это очень интересная тема. Я даже обратил внимание, что в той статье, которую Вы написали об истории казачества, Вы отдельно сказали о Сарайском епископате. То есть у нас были архиепископы Сарайские.

– Сарайские и Крутицкие, это я хочу подчеркнуть.

– Да, позднее и Крутицкие. То есть получается, что в городе Сарай, который был столицей Золотой Орды (хотя этих городов было несколько, они перемещались по пространству в районе Астрахани или современного Волгограда), была епископская кафедра Православной Церкви. Это значит, был как минимум один собор, а может быть, их было большое количество; и было большое количество христиан.

– И вот этот вопрос веротерпимости, наверно, и является ключевым в том, почему Орда в течение короткого времени завоевала такие пространства.

– Они создавали систему.

– Да. Князю или хану не нужно было идти на сделку со своей совестью. Когда хан Узбек, приняв ислам в 30-х годах ХIV века, начинает насильно обращать в ислам войско, в течение одной ночи убивая 800 ордынских христианских князей, ордынцы сказали: «Зачем тебе, хан, наша совесть? Возьми наши сабли». Но, как мы знаем, ислам насаждался огнем и мечом. И в то время кафедра была перенесена сначала во Владимир, а потом в Москву. Многие воины пришли под власть московского князя. Московский князь скопил некие потенциалы – церковный, воинский. И привлекая воинов, он размещал их на своих границах. Засечная черта изначально проходила от Козельска до Лихвина (сейчас это город Чекалин) через Тарусу, Серпухов и на Рязань. Это была первая засека Московского княжества.

– Что такое засечная черта?

– Засечная черта – это некая оборонная линия. В определенном направлении валились деревья, чтобы не могла проходить конница. И на засеке размещались воины, то есть казаки. В моем понимании казаки – это люди, которые как вели свободный образ жизни (то есть в Диком поле), так и поступали на службу русскому царю.

– Поправьте меня, если я не прав. Из Вашего рассказа я делаю вывод, что казаки – это некое объединение, возникшее насильственным путем, не добровольно.

– Это объединение, которое формировалось в том числе и за счет десятины кровью, и за счет людей, которые проживали на Диком поле. В ту эпоху там проживали остатки разбитых половцев, аланы, хазары, которые были включены в военную систему Золотой Орды.

– Дикое поле – очертите его пространство на то время.

– Это междуречье Волги и Дона – в более позднее время. А про более раннюю эпоху мы можем сказать, что от засечной черты, от Оки, Тула, Епифань – это тоже места, на которых находились казаки.

– Почему они выбрали службу Руси, а не Орде? Или они служили и тем, и другим?

– Русь была включена в систему Орды.

– От кого казаки обороняли систему?

– При походе на Русь Батый, по данным наших историков, имел 200 000 своих всадников. А когда он ушел в Европу, отсюда с ним ушло 600 000. То есть Орда в своем развитии не останавливалась.

– Вы говорите, что вот это казачество уже появилось, сформировалось к XIII веку, было частью системы и даже обогатило войско Батыя. Но в какой-то момент оно повернулось против Орды. Когда казачество стало воевать за русского великого князя?

– Я думаю, что как такового этого поворота не было. Сама система Золотой Орды начала претерпевать изменения.

– То есть царство ордынское плавно перешло в царство русское.

– Да. Был смещен центр политической силы. И Тохтамыш во время своих походов уже не имел тех условий, которые были в более ранние времена Орды, потому что русский великий князь уже усилился до такой степени, что сам стал центром политической и военной силы.

– То есть получилось так, что казачество никогда никого не предавало, оно служило какой-то единой системе и служит ей до сих пор. Это поразительное мнение. Я не говорю, что я с ним согласен, но готов подтвердить, что оно действительно существует в среде историков. Получается, что Москва, в том числе Российская империя, а потом Советский Союз, а теперь и Российская Федерация являются преемниками Золотой Орды.

– Мы часто говорим на эту тему в нашем казачьем кругу, и мы понимаем, что проживаем в рамках Золотой Орды.

– Это гигантская система, одна из самых больших империй в мире.

– Получается так.

– Все, что Вы говорите, очень интересно. В наших учебниках истории написано немножко по-другому – довольно механически и очень просто, в основном по летописям. Самая главная проблема в изучении этого периода истории казачества – это отсутствие глобальных исторических источников. Изучая историю Руси, мы опираемся на летописи, на разные сказания типа «Сказания о Мамаевом побоище», жития Дмитрия Донского, «Задонщины» и так далее. У казачества не сохранилось таких документов, к сожалению, никто не вел такого тотального летописания. Вот это является большой проблемой и вызывает большие споры.

– Здесь можно сказать, что история – это политика, брошенная в глубь веков.

– В том числе информационная война, брошенная в глубь веков.

– История – дама капризная и не всегда чистоплотная. Про казачество всегда бытовали какие-то легенды, начиная с постпетровских времен: что казачество – это конгломерация беглых рабов. Каким образом беглые рабы, беглые землепашцы могли прийти на Дон и превратиться в регулярное, организованное, обученное войско, причем со своей выборностью?

– Ну, со славянами то же самое. Ведь «slaves» в переводе означает «рабы». Поэтому говорят, что славяне – более низкая раса, отбросы общества.

– Да, в общем-то, и бежать не нужно было. Ведь Юрьев день был отменен Борисом Годуновым. А до этого люди могли спокойно переходить, и многие шли на украинные земли, как их тогда называли, то есть на окраины Руси. И воины – служилые казаки, дворяне. Помещики. Кто такой помещик? Это воин, который поступал на службу к русскому царю, помещался на землю – получал какую-то усадьбу, дачу (отсюда и название «дача» – «дана во владение»), становился дворянином, то есть получал двор. Можно представить: если человек на протяжении всего летнего периода несет свою пограничную службу, то работать ему некогда. И многие крестьяне предпочитали приходить к украинным дворянам. У меня даже есть бумага, где написано про одного из моих предков, что жил такой-то и у него жило два бобыля, то есть они работали, а он воевал.

– То есть был в привилегированном положении. Я надеюсь, что Вы продолжите Ваши изыскания, это очень интересная тема, которая должна в наше время иметь какое-то прояснение. Конечно, здесь еще очень много спорного, неисследованного. Тем не менее это важно для нас, потому что казаки – это люди, всегда стоявшие на страже нашего Отечества.

Хочу напомнить, что у нас в гостях был Сергей Александрович Батищев, который увлекательно рассказывал нам об истории возникновения казачества в XIII–ХIV веках. Это было довольно давно, но также и очень близко, это всего около сорока поколений. Спасибо Вам! Надеемся на другие встречи.

Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 21 апреля: 14:05
  • Четверг, 25 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать