Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Добрый день. Сегодня у нас в гостях Александр Николаевич Ужанков, профессор, доктор филологических наук. Здравствуйте, Александр Николаевич.
– Здравствуйте.
– Вы уже много раз выступали на нашем телеканале. Но сейчас мы хотим предложить телезрителям нечто необычное – цикл передач с Александром Николаевичем, посвященный очень важной теме. Она может показаться абстрактной, слишком серьезной. А может быть, некоторые даже зевнут и скажут: «Ну вот, опять об одном и том же!» Но мы хотим поговорить об этом всерьез, с проникновением в тысячелетнюю историю, название этого небольшого цикла – «Русская идея», и вот тут еще раз добавим то, что я уже сказал: «Тысячелетняя история».
Русская идея. Некоторые говорят: «Откуда она взялась? Что это такое? Почему люди говорят, что у России есть какое-то предназначение, какая-то мессианская идея, которая толкает ее вперед, которая выделяет ее среди других народов? На самом деле эта идея существует или нет?» Мне тоже приходилось писать на эту тему, один раз я додумался до того, что это идея идеи, что люди придумывают ее для того, чтобы какая-то идея у них была. Есть ли у французов какая-то французская идея? Есть ли у швейцарцев какая-то швейцарская идея? Есть ли у египтян какая-то египетская идея? Почему у русских эта идея есть?
И об этом спорят столетиями. Вот об этом мы хотим поговорить. И я сразу же задаю вопрос. Александр Николаевич, скажите, когда появился сам термин «русская идея»? Понятно, что Достоевский об этом говорил. Но в принципе, когда об этом заговорили по-настоящему, всерьез?
– Всерьез и по-настоящему об особенном русском пути стали говорить западники и славянофилы, когда самого термина «русская идея» еще не было. Но спор был: Россия – это часть Европы или у нее должен быть свой путь развития? Европейский путь или, как говорили славянофилы, славянский путь? У Достоевского тоже есть много размышлений о предназначении русского народа, особенно в «Дневнике писателя» – что Россия в будущем предназначена вобрать в себя то лучшее, что есть на Западе, аккумулировать и предоставить все это другим народам, особенно в том, что касается духовного развития.
Сам термин «русская идея» распространился уже в конце XIX – начале XX века. Чаще всего этот термин использует Бердяев. У него есть большая работа, которая так и называется «Русская идея», где он пытается рассмотреть этот вопрос в контексте мировой и европейской истории. Но что немаловажно – не только мы в России отводим русскому народу особую роль в мировом историческом процессе, но и европейские историки. Вспомним того же Шпенглера или нашего историка Данилевского – оба они сравнивали и противопоставляли европейский путь развития и путь развития России. И мы можем заметить, что в России в конце XIX века действительно видели свой путь, не похожий на путь европейских или восточных государств.
Вы правильно поставили вопрос: нужно посмотреть на корни этой самой идеи. Действительно ли в Древней Руси как-то по-особенному воспринималось предназначение русского народа, виделась ли какая-то его миссия?
– Я хотел бы Вас перебить, для того чтобы «нырнуть» в историю и развить замечательную тему, которую Вы предложили, вернуться на тысячу лет назад. Скажите, пожалуйста, еще два слова о русских мыслителях, которые называли свои труды «Русская идея». Это Владимир Соловьев, выпустивший в 1888 году свою книгу на французском языке, именно с тем, чтобы ее читали европейцы, это Иван Ильин и, конечно же, Николай Бердяев. Самое интересное, что все они связывали эту идею с православием.
– Несомненно.
– Это для нас очень важная деталь, потому что мы православный телеканал. Почему мы вдруг говорим о русской идее? Если рассматривать ее только в социальном, экономическом или политическом смысле, то это какой-то экстремизм, какая-то партийная идея, в таком случае коммунизм тоже является ее воплощением, на что, кстати, намекал Бердяев. Нет, вышеупомянутые философы связывали русскую идею с каким-то духовным перерождением, Бердяев даже называл эпоху, когда наступит победа русской идеи, новым Средневековьем.
И вот разговор о том, что новое Средневековье вернет нам то Средневековье, когда был расцвет этой идеи, позволяет нам сейчас перейти к тысячелетней истории, потому что, насколько я понимаю, для нас было важно то, что мы связали свою жизнь с Византией, самой большой, великой и мощной на то время империей (я имею в виду Х век), у которой мы взяли религию и, возможно, даже мессианскую идею. Ведь Византия была Вторым Римом, а мы стали Третьим. Я обращаюсь к Вам, потому что Вы нам сейчас все это разъясните, и тогда мы вернемся к X, XI и XII векам, когда все это начиналось. Как все это начиналось?
– Вы затронули очень много вопросов. Я надеюсь, что в запланированном нами цикле бесед мы попытаемся ответить на них. Но сейчас, для начала разговора я бы хотел сделать акцент на словосочетании «русская идея». Что значит «русская»? Здесь нужно сделать экскурс в историю и посмотреть, как этот термин возник. Смотрите, среди названий всех национальностей в русском языке только «русский» выражено именем прилагательным, все остальные именами существительными: «немец», «китаец», «американец», «иудей» и так далее. Если это прилагательное, значит, оно к чему-то прилагается. К чему?
Русский язык – очень емкий в мировоззренческом плане, он хорошо концентрирует какую-то определенную мысль. Ведь не случайно в древнерусском языке слово «язык» обозначало и «народ», и «речь». Вот концентрация в этом слове понятия нации, народа как носителя определенного языка. Это с одной стороны. С другой стороны вси языцы, все народы, приходят в новое время ко Христу, и в «Слове о законе и благодати» говорится о том, что «благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русского», то есть до народа русского вера дошла. Здесь понятие «русский» очень важное. Нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, сознание древнерусских книжников-летописцев было эсхатологическим, то есть все рассматривалось через призму будущего века, и я надеюсь, что мы специально об этом поговорим.
– Да, надо посвятить этому отдельную передачу.
– Во-вторых, если мы посмотрим на первую летопись – «Повесть временных лет»… Ударение я ставлю именно так: «вре́менных», потому что есть вре́менные, а есть вечные лета, об этом как раз мы с Вами будем говорить в следующей передаче. «Временны́х» – такого ударения, в общем-то, не было в Древней Руси…
– Хотя звучит тоже так заманчиво: «временны́х».
– Это теория академика Лихачева, меня так когда-то учили, но я сейчас своих студентов, что называется, переучиваю, поскольку показываю, что ударение должно быть на первое «е», летописи писались до Страшного Суда, но об этом мы поговорим позже. Так вот, с чего начинается «Повесть временных лет»? Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя, после потопа разделили землю, и каждый взял себе какую-то часть. И вот наши северные земли: Европа и земли восточных славян были в земле Иафета. Значит, получается так, что некий народ, который жил на территории Руси, о которой говорится в дохронологической части летописи, – это потомки Иафета. Это очень важно для сознания – показать, что если Русь происходит от Иафета, то это библейский народ и на него распространяются библейские пророчества.
И тогда древнерусский книжник пытается понять смысл истории, Божественный Промысл. Ведь что такое история? История есть разворачивание Божественного Промысла о том или ином народе во времени до Страшного Суда, до конца света. Значит, нужно смотреть, как разворачивается Божий Промысл об этом народе. И вот если мы посмотрим внимательно, то увидим, что понятие «русь» присутствует в дохронологической части летописи. Там упоминаются и варяги, и русь, то есть это два разных народа. Вспомним полное название «Повести временных лет»: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». То есть смотрите: «откуда пошла» и «откуда стала» Русская земля, значит, понятие Русской земли для летописца очень важно.
Была какая-то Русь. В этой Руси были святые? Нет, потому что эта Русь была языческой. Потом, когда в 988 году Владимир принимает крещение и крестит всю Русь, получается новый народ, получается Русская земля – та земля, на которой распространено православие. В «Слове о погибели Русской земли» совершенно четко сказано: есть западные народы, принадлежащие к Римско-Католической Церкви, есть восточные народы – это язычники, а вот между ними Русская земля, которую Бог отдал православным христианам – русскому народу. Так пишет неизвестный автор этого небольшого произведения.
Значит, Русская земля – это православная земля, русский – тот, кто принадлежит вот этой православной земле. Не случайно у нас основное население – христиане, или крестьяне. Ни один народ в мире не подчеркивает своим названием принадлежность к конфессии.
– Ну да, самый простой человек – христианин.
– Совершенно верно.
– «Христианин» и «крестьянин» – я всегда считал, что это одно и то же.
– Конечно. Крестьяне – те, кто поклоняется Кресту, христиане – те, кто поклоняется Христу. Основное население у нас крестьяне, или христиане, это одно и то же. Если мы посмотрим большой цикл Куликовской битвы, там вообще рефреном звучит: «За землю Русскую, за веру православную!» – то есть это синонимы.
– А византийский грек, ромей, если он православный, становился ли он русским по той концепции, которую Вы излагаете?
– Очень хороший вопрос. В 1453 году пал Константинополь.
– О чем мы обязательно поговорим отдельно.
– Да. Одним из участников взятия города был Нестор Искандер, то есть славянин, который мальчиком попал к туркам, они воспитали из него янычара. Он оставил замечательную повесть – «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году». Искандер пишет: «Того же лета (в 1453 г. – Прим. А.Н. Унжакова) взят был Царьград (Константинополь. – Прим. А.Н. Унжакова) от царя турскаго от салтана, а веры руской не преставил, а патриарха не свел, но один в граде звон отнял у Софии Премудрости Божией, и по всем церквам служат литургию Божественную, а русь к церквам ходит, а пение слушают, а крещение русское есть». Как Вам нравится?
– То есть он всех ромеев причислил к русским, потому что они православные.
– Именно так. В Константинополе русская вера, русское крещение и так далее. Для сознания второй половины XV века, когда пал Константинополь, носителями православия остаются русские, и это очень жестко закрепляется в сознании людей: русский – значит православный.
– Как Вы относитесь к идее Аверинцева о том, что Европа пошла двумя путями: Западная Европа пошла путем Аристотеля, то есть путем закона, частной собственности, священного римского права и так далее, а Русь, или православие, – путем Платона, то есть более мистическим? То есть тут, скорее, не закон, а понятия.
– Совершенно верно.
– Таким образом мы приближаемся к Вашей любимой теме – к «Слову о законе и благодати».
– Именно.
– То есть не по закону, а по благодати. Правильное ли это разделение? Действительно ли в таком случае, как считает Аверинцев, Русь – это часть Европы, только это другая Европа?
– Несомненно. Потому что Европа стала развиваться в двух направлениях. Собственно, это разделение уже было заметно после VII Вселенского Собора, то есть в VIII веке. Так называемый VIII Вселенский Собор, прошедший в IX веке, православные не признали, Рим уже тогда, по сути дела, пошел иным путем. Греки ведь не случайно называли себя ортодоксами. Мы тоже ортодоксы, поскольку придерживаемся той же самой догматики.
– И весь мир нас называет ортодоксами.
– Да, потому что мы не меняем под себя религию, как это делалось в Западной Европе, особенно в последние пять столетий. Это заметно.
– Интересно, что нет даже прямого перевода, например, на английский язык слова «православный».
– Только «ортодокс», и все.
– «Православный» – это «правильно славящий». Как перевести это на английский язык?
– Не случайно Рикардо Пиккио, один из самых известных европейских медиевистов, ввел термин Slavia Orthodoxa, обозначив им тех славян, которые исповедуют православие. Возвращаясь к Вашему вопросу и «Слову о законе и благодати»…
– Несколько слов об этом произведении, потому что многие зрители могут не очень хорошо знать о митрополите Иларионе и т.д.
– Вот я к этому как раз и подвожу. По сути дела, это одно из самых ранних дошедших до нас произведений. Вопрос о том, когда оно было произнесено и когда было записано, открыт до сих пор. Поскольку я занимался этим очень долго и не так давно вышла моя монография по «Слову о законе и благодати»…
– У Вас несколько книг, посвященных этому произведению.
– Да, как мне кажется, удалось установить более точную датировку «Слова о законе и благодати». Я его датирую с точностью до плюс-минус одного часа, можно сказать, это небывалый случай.
– Небывалый, да!
– Но если учитывать церковную практику, которая была в Древней Руси и, соответственно, отразилась и на написании и произнесении этого «Слова», то, основываясь на темах, затронутых Иларионом... Он тогда еще не был митрополитом Киевским, а был пресвитером, то есть старшим священником храма во имя святых апостолов в Берестове, загородной резиденции киевских князей.
– Скажите, какое это время.
– Время, когда «Слово» было произнесено, – это 1038 год.
– То есть это начало XI века, мы только-только приняли христианство.
– Это первый юбилей Крещения Руси, что тоже немаловажно. Для сознания древнерусского книжника, да и любого православного, поскольку православие символично, нет случайных совпадений, все закономерно. И вот для древнерусского сознания было важно отмечать совпадения Благовещения и Пасхи – это так называемая Кириопасха. Когда ожидали конца света в 7000 году от сотворения мира, должна была быть тоже Кириопасха. Благовещение – это пограничный церковный праздник между Ветхим Заветом и Новым Заветом, то есть между законом и благодатью, поскольку Деве Архангелом Гавриилом была явлена весть, что Она должна родить Мессию, Спасителя, Иисуса Христа, было это еще в ветхозаветное время. Но это и первый церковный христианский праздник, с которого начинается год, а все другие двунадесятые праздники связаны с земным путем Спасителя, заканчивается цикл Пасхой – Воскресением Христа: Он уже из мира дольнего уходит в мир горний. Господь сказал: Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец. Начало земной жизни Христа – Благовещение, конец – Пасха. Так вот, когда Благовещение совпадает с Пасхой – это и есть Кириопасха. Считалось, что тогда и должен наступить конец света. В 1038 году Благовещение выпало на Великую Субботу, то есть на канун Пасхи, и на Руси это восприняли как хороший знак.
В Библии сказано: и освятите пятидесятый год… да будет это у вас юбилей. В этот год не сеют, не пашут, так как он юбилейный – год обновления, пакибытия, новой жизни. Получается так, что в 1038 году была не Кириопасха, а вот такое очень важное совпадение Благовещения с кануном Пасхи. Ярослав Мудрый закончил строительство каменных оборонительных укреплений вокруг Киева, построил знаменитые Золотые ворота, а над ними церковь в честь Благовещения, которая стала символом прихода Спасителя в этот мир. Золотые ворота – символ Входа Господня в Иерусалим. Почему Золотые ворота были в Константинополе, почему они были в Киеве? Потому что это символ прихода Спасителя в город. Храм Благовещения именно над Золотыми воротами символизирует, что Спаситель должен прийти именно в этот город. Киев уподоблялся еще и Иерусалиму.
И вот в «Слове о законе и благодати» Иларион и попытался осмыслить роль русского народа во всей мировой истории. Он показывает, что в Ветхом Завете был один избранный народ. Избранный не значит лучший или худший, но избранный для определенной миссии. Этому народу был дан закон – десять заповедей. Народ отверг эти заповеди: когда Моисей ушел на гору помолиться Богу и поблагодарить Его, народ сделал золотого тельца и еще больше погряз в грехах. Но Господь вторично избрал этот народ и послал Своего Сына спасти его. Если этот народ спасется, то другие и подавно. Но израильский народ не принял и распял Спасителя. И вот тогда история этого народа заканчивается, и его миссия тоже, а на арену истории выходит новый народ – русский. Почему не византийцы? Иларион говорит, что придут новые римляне и разрушат новый Иерусалим и новый Рим – Новый Рим – это Константинополь, в 381 году на II Вселенском Соборе он был официально объявлен Вторым Римом – поэтому Византия не сможет удержать православие. И вот новый русский народ, который появился на исторической арене, стал носителем этой идеи сохранения православия. Получается, что «русский» и «православный» смыкается, что это новый народ.
Как сказал Иларион: «Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». «Новое учение» – христианство, «новые мехи» – бурдюки, в которых хранилось вино. И вот это как раз миссия русского народа. Значит, русская идея, в понимании Илариона, – это хранение православия до Страшного Суда.
– То есть сохранится православие – сохранится народ, сохранится идея…
– Сохранится и мир. Приуготовление к будущему веку, к жизни нетленной. Выражение «пакибытие» означает то, что будет после Страшного Суда. Но что такое земная жизнь человеческая? Это приуготовление к будущему веку. Поэтому вот этот новый народ, который появляется на исторической арене, самый молодой в Европе, который позже всех пришел к православию, тем не менее, оказывается самым приуготовленным для восприятия православия и для того, чтобы православие сохранить. Не случайно, что именно в русском народе уже просияют святые, – это самое важное.
– В завершении программы ответьте на такой вопрос: правильно ли я понимаю, что Иларион своим произведением «Слово о законе и благодати», которое он произнес, но которое является образцом древнерусской литературы, заложил основы русской идеи еще в XI веке?
– Совершенно верно. Потому что в произнесенном «Слове» – а произнесено оно было после субботней вечерней службы 25 марта 1038 года, в канун Пасхи, – в этом историософском сочинении выкристаллизовалась та самая идея о том, что русский народ – носитель православия до Страшного Суда.
– Вот так, дорогие наши телезрители, оказывается, еще 1000 лет назад, в начале XI века будущий митрополит Иларион заложил основы русской идеи. Собственно, мы говорим о цикле программ «Русская идея. Тысячелетняя история» и продолжим этот разговор с нашим гостем Александром Николаевичем Ужанковым, профессором, доктором филологических наук. Спасибо Вам. До следующей встречи.
– Спасибо. Всего доброго.
Продолжение следует
Ведущий Константин Ковалёв-Случевский, писатель
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!