Церковь и общество. Беседа с филологом, литературоведом, культурологом А.Н. Ужанковым. Часть 1

15 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проректор по научной деятельности Московского государственного института культуры, доктор филологических наук, кандидат культурологических наук, действительный член Академии российской словесности, преподаватель Сретенской духовной семинарии Александр Николаевич Ужанков в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским начинает цикл бесед о «русской идее» в православной традиции, рассказывает о произведении «Слово о законе и благодати» (XI-XII вв.).

– Добрый день. Сегодня у нас в гостях Александр Николаевич Ужанков, профессор, доктор филологических наук. Здравствуйте, Александр Николаевич. 

– Здравствуйте. 

– Вы уже много раз выступали на нашем телеканале. Но сейчас мы хотим предложить телезрителям нечто необычное – цикл передач с Александром Николаевичем, посвященный очень важной теме. Она может показаться абстрактной, слишком серьезной. А может быть, некоторые даже зевнут и скажут: «Ну вот, опять об одном и том же!» Но мы хотим поговорить об этом всерьез, с проникновением в тысячелетнюю историю, название этого небольшого цикла – «Русская идея», и вот тут еще раз добавим то, что я уже сказал: «Тысячелетняя история». 

Русская идея. Некоторые говорят: «Откуда она взялась? Что это такое? Почему люди говорят, что у России есть какое-то предназначение, какая-то мессианская идея, которая толкает ее вперед, которая выделяет ее среди других народов? На самом деле эта идея существует или нет?» Мне тоже приходилось писать на эту тему, один раз я додумался до того, что это идея идеи, что люди придумывают ее для того, чтобы какая-то идея у них была. Есть ли у французов какая-то французская идея? Есть ли у швейцарцев какая-то швейцарская идея? Есть ли у египтян какая-то египетская идея? Почему у русских эта идея есть? 

И об этом спорят столетиями. Вот об этом мы хотим поговорить. И я сразу же задаю вопрос. Александр Николаевич, скажите, когда появился сам термин «русская идея»? Понятно, что Достоевский об этом говорил. Но в принципе, когда об этом заговорили по-настоящему, всерьез? 

– Всерьез и по-настоящему об особенном русском пути стали говорить западники и славянофилы, когда самого термина «русская идея» еще не было. Но спор был: Россия – это часть Европы или у нее должен быть свой путь развития? Европейский путь или, как говорили славянофилы, славянский путь? У Достоевского тоже есть много размышлений о предназначении русского народа, особенно в «Дневнике писателя» – что Россия в будущем предназначена вобрать в себя то лучшее, что есть на Западе, аккумулировать и предоставить все это другим народам, особенно в том, что касается духовного развития. 

Сам термин «русская идея» распространился уже в конце XIX – начале XX века. Чаще всего этот термин использует Бердяев. У него есть большая работа, которая так и называется «Русская идея», где он пытается рассмотреть этот вопрос в контексте мировой и европейской истории. Но что немаловажно – не только мы в России отводим русскому народу особую роль в мировом историческом процессе, но и европейские историки. Вспомним того же Шпенглера или нашего историка Данилевского – оба они сравнивали и противопоставляли европейский путь развития и путь развития России. И мы можем заметить, что в России в конце XIX века действительно видели свой путь, не похожий на путь европейских или восточных государств. 

Вы правильно поставили вопрос: нужно посмотреть на корни этой самой идеи. Действительно ли в Древней Руси как-то по-особенному воспринималось предназначение русского народа, виделась ли какая-то его миссия? 

– Я хотел бы Вас перебить, для того чтобы «нырнуть» в историю и развить замечательную тему, которую Вы предложили, вернуться на тысячу лет назад. Скажите, пожалуйста, еще два слова о русских мыслителях, которые называли свои труды «Русская идея». Это Владимир Соловьев, выпустивший в 1888 году свою книгу на французском языке, именно с тем, чтобы ее читали европейцы, это Иван Ильин и, конечно же, Николай Бердяев. Самое интересное, что все они связывали эту идею с православием. 

– Несомненно. 

– Это для нас очень важная деталь, потому что мы православный телеканал. Почему мы вдруг говорим о русской идее? Если рассматривать ее только в социальном, экономическом или политическом смысле, то это какой-то экстремизм, какая-то партийная идея, в таком случае коммунизм тоже является ее воплощением, на что, кстати, намекал Бердяев. Нет, вышеупомянутые философы связывали русскую идею с каким-то духовным перерождением, Бердяев даже называл эпоху, когда наступит победа русской идеи, новым Средневековьем. 

И вот разговор о том, что новое Средневековье вернет нам то Средневековье, когда был расцвет этой идеи, позволяет нам сейчас перейти к тысячелетней истории, потому что, насколько я понимаю, для нас было важно то, что мы связали свою жизнь с Византией, самой большой, великой и мощной на то время империей (я имею в виду Х век), у которой мы взяли религию и, возможно, даже мессианскую идею. Ведь Византия была Вторым Римом, а мы стали Третьим. Я обращаюсь к Вам, потому что Вы нам сейчас все это разъясните, и тогда мы вернемся к X, XI и XII векам, когда все это начиналось. Как все это начиналось? 

– Вы затронули очень много вопросов. Я надеюсь, что в запланированном нами цикле бесед мы попытаемся ответить на них. Но сейчас, для начала разговора я бы хотел сделать акцент на словосочетании «русская идея». Что значит «русская»? Здесь нужно сделать экскурс в историю и посмотреть, как этот термин возник. Смотрите, среди названий всех национальностей в русском языке только «русский» выражено именем прилагательным, все остальные именами существительными: «немец», «китаец», «американец», «иудей» и так далее. Если это прилагательное, значит, оно к чему-то прилагается. К чему? 

Русский язык – очень емкий в мировоззренческом плане, он хорошо концентрирует какую-то определенную мысль. Ведь не случайно в древнерусском языке слово «язык» обозначало и «народ», и «речь». Вот концентрация в этом слове понятия нации, народа как носителя определенного языка. Это с одной стороны. С другой стороны вси языцы, все народы, приходят в новое время ко Христу, и в «Слове о законе и благодати» говорится о том, что «благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русского», то есть до народа русского вера дошла. Здесь понятие «русский» очень важное. Нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, сознание древнерусских книжников-летописцев было эсхатологическим, то есть все рассматривалось через призму будущего века, и я надеюсь, что мы специально об этом поговорим. 

– Да, надо посвятить этому отдельную передачу. 

– Во-вторых, если мы посмотрим на первую летопись – «Повесть временных лет»… Ударение я ставлю именно так: «вре́менных», потому что есть вре́менные, а есть вечные лета, об этом как раз мы с Вами будем говорить в следующей передаче. «Временны́х» – такого ударения, в общем-то, не было в Древней Руси… 

– Хотя звучит тоже так заманчиво: «временны́х». 

– Это теория академика Лихачева, меня так когда-то учили, но я сейчас своих студентов, что называется, переучиваю, поскольку показываю, что ударение должно быть на первое «е», летописи писались до Страшного Суда, но об этом мы поговорим позже. Так вот, с чего начинается «Повесть временных лет»? Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя, после потопа разделили землю, и каждый взял себе какую-то часть. И вот наши северные земли: Европа и земли восточных славян были в земле Иафета. Значит, получается так, что некий народ, который жил на территории Руси, о которой говорится в дохронологической части летописи, – это потомки Иафета. Это очень важно для сознания – показать, что если Русь происходит от Иафета, то это библейский народ и на него распространяются библейские пророчества. 

И тогда древнерусский книжник пытается понять смысл истории, Божественный Промысл. Ведь что такое история? История есть разворачивание Божественного Промысла о том или ином народе во времени до Страшного Суда, до конца света. Значит, нужно смотреть, как разворачивается Божий Промысл об этом народе. И вот если мы посмотрим внимательно, то увидим, что понятие «русь» присутствует в дохронологической части летописи. Там упоминаются и варяги, и русь, то есть это два разных народа. Вспомним полное название «Повести временных лет»: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». То есть смотрите: «откуда пошла» и «откуда стала» Русская земля, значит, понятие Русской земли для летописца очень важно. 

Была какая-то Русь. В этой Руси были святые? Нет, потому что эта Русь была языческой. Потом, когда в 988 году Владимир принимает крещение и крестит всю Русь, получается новый народ, получается Русская земля – та земля, на которой распространено православие. В «Слове о погибели Русской земли» совершенно четко сказано: есть западные народы, принадлежащие к Римско-Католической Церкви, есть восточные народы – это язычники, а вот между ними Русская земля, которую Бог отдал православным христианам – русскому народу. Так пишет неизвестный автор этого небольшого произведения. 

Значит, Русская земля – это православная земля, русский – тот, кто принадлежит вот этой православной земле. Не случайно у нас основное население – христиане, или крестьяне. Ни один народ в мире не подчеркивает своим названием принадлежность к конфессии. 

– Ну да, самый простой человек – христианин. 

– Совершенно верно. 

– «Христианин» и «крестьянин» – я всегда считал, что это одно и то же. 

– Конечно. Крестьяне – те, кто поклоняется Кресту, христиане – те, кто поклоняется Христу. Основное население у нас крестьяне, или христиане, это одно и то же. Если мы посмотрим большой цикл Куликовской битвы, там вообще рефреном звучит: «За землю Русскую, за веру православную!» – то есть это синонимы. 

– А византийский грек, ромей, если он православный, становился ли он русским по той концепции, которую Вы излагаете? 

– Очень хороший вопрос. В 1453 году пал Константинополь. 

– О чем мы обязательно поговорим отдельно. 

– Да. Одним из участников взятия города был Нестор Искандер, то есть славянин, который мальчиком попал к туркам, они воспитали из него янычара. Он оставил замечательную повесть – «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году». Искандер пишет: «Того же лета (в 1453 г. – Прим. А.Н. Унжакова) взят был Царьград (Константинополь. – Прим. А.Н. Унжакова) от царя турскаго от салтана, а веры руской не преставил, а патриарха не свел, но один в граде звон отнял у Софии Премудрости Божией, и по всем церквам служат литургию Божественную, а русь к церквам ходит, а пение слушают, а крещение русское есть». Как Вам нравится? 

– То есть он всех ромеев причислил к русским, потому что они православные. 

– Именно так. В Константинополе русская вера, русское крещение и так далее. Для сознания второй половины XV века, когда пал Константинополь, носителями православия остаются русские, и это очень жестко закрепляется в сознании людей: русский – значит православный. 

– Как Вы относитесь к идее Аверинцева о том, что Европа пошла двумя путями: Западная Европа пошла путем Аристотеля, то есть путем закона, частной собственности, священного римского права и так далее, а Русь, или православие, – путем Платона, то есть более мистическим? То есть тут, скорее, не закон, а понятия. 

– Совершенно верно. 

– Таким образом мы приближаемся к Вашей любимой теме – к «Слову о законе и благодати». 

– Именно. 

– То есть не по закону, а по благодати. Правильное ли это разделение? Действительно ли в таком случае, как считает Аверинцев, Русь – это часть Европы, только это другая Европа? 

– Несомненно. Потому что Европа стала развиваться в двух направлениях. Собственно, это разделение уже было заметно после VII Вселенского Собора, то есть в VIII веке. Так называемый VIII Вселенский Собор, прошедший в IX веке, православные не признали, Рим уже тогда, по сути дела, пошел иным путем. Греки ведь не случайно называли себя ортодоксами. Мы тоже ортодоксы, поскольку придерживаемся той же самой догматики. 

– И весь мир нас называет ортодоксами. 

– Да, потому что мы не меняем под себя религию, как это делалось в Западной Европе, особенно в последние пять столетий. Это заметно. 

– Интересно, что нет даже прямого перевода, например, на английский язык слова «православный». 

– Только «ортодокс», и все. 

– «Православный» – это «правильно славящий». Как перевести это на английский язык? 

– Не случайно Рикардо Пиккио, один из самых известных европейских медиевистов, ввел термин Slavia Orthodoxa, обозначив им тех славян, которые исповедуют православие. Возвращаясь к Вашему вопросу и «Слову о законе и благодати»… 

– Несколько слов об этом произведении, потому что многие зрители могут не очень хорошо знать о митрополите Иларионе и т.д. 

– Вот я к этому как раз и подвожу. По сути дела, это одно из самых ранних дошедших до нас произведений. Вопрос о том, когда оно было произнесено и когда было записано, открыт до сих пор. Поскольку я занимался этим очень долго и не так давно вышла моя монография по «Слову о законе и благодати»… 

– У Вас несколько книг, посвященных этому произведению. 

– Да, как мне кажется, удалось установить более точную датировку «Слова о законе и благодати». Я его датирую с точностью до плюс-минус одного часа, можно сказать, это небывалый случай. 

– Небывалый, да! 

– Но если учитывать церковную практику, которая была в Древней Руси и, соответственно, отразилась и на написании и произнесении этого «Слова», то, основываясь на темах, затронутых Иларионом... Он тогда еще не был митрополитом Киевским, а был пресвитером, то есть старшим священником храма во имя святых апостолов в Берестове, загородной резиденции киевских князей. 

– Скажите, какое это время. 

– Время, когда «Слово» было произнесено, – это 1038 год. 

– То есть это начало XI века, мы только-только приняли христианство. 

– Это первый юбилей Крещения Руси, что тоже немаловажно. Для сознания древнерусского книжника, да и любого православного, поскольку православие символично, нет случайных совпадений, все закономерно. И вот для древнерусского сознания было важно отмечать совпадения Благовещения и Пасхи – это так называемая Кириопасха. Когда ожидали конца света в 7000 году от сотворения мира, должна была быть тоже Кириопасха. Благовещение – это пограничный церковный праздник между Ветхим Заветом и Новым Заветом, то есть между законом и благодатью, поскольку Деве Архангелом Гавриилом была явлена весть, что Она должна родить Мессию, Спасителя, Иисуса Христа, было это еще в ветхозаветное время. Но это и первый церковный христианский праздник, с которого начинается год, а все другие двунадесятые праздники связаны с земным путем Спасителя, заканчивается цикл Пасхой – Воскресением Христа: Он уже из мира дольнего уходит в мир горний. Господь сказал: Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец. Начало земной жизни Христа – Благовещение, конец – Пасха. Так вот, когда Благовещение совпадает с Пасхой – это и есть Кириопасха. Считалось, что тогда и должен наступить конец света. В 1038 году Благовещение выпало на Великую Субботу, то есть на канун Пасхи, и на Руси это восприняли как хороший знак. 

В Библии сказано: и освятите пятидесятый год… да будет это у вас юбилей. В этот год не сеют, не пашут, так как он юбилейный – год обновления, пакибытия, новой жизни. Получается так, что в 1038 году была не Кириопасха, а вот такое очень важное совпадение Благовещения с кануном Пасхи. Ярослав Мудрый закончил строительство каменных оборонительных укреплений вокруг Киева, построил знаменитые Золотые ворота, а над ними церковь в честь Благовещения, которая стала символом прихода Спасителя в этот мир. Золотые ворота – символ Входа Господня в Иерусалим. Почему Золотые ворота были в Константинополе, почему они были в Киеве? Потому что это символ прихода Спасителя в город. Храм Благовещения именно над Золотыми воротами символизирует, что Спаситель должен прийти именно в этот город. Киев уподоблялся еще и Иерусалиму. 

И вот в «Слове о законе и благодати» Иларион и попытался осмыслить роль русского народа во всей мировой истории. Он показывает, что в Ветхом Завете был один избранный народ. Избранный не значит лучший или худший, но избранный для определенной миссии. Этому народу был дан закон – десять заповедей. Народ отверг эти заповеди: когда Моисей ушел на гору помолиться Богу и поблагодарить Его, народ сделал золотого тельца и еще больше погряз в грехах. Но Господь вторично избрал этот народ и послал Своего Сына спасти его. Если этот народ спасется, то другие и подавно. Но израильский народ не принял и распял Спасителя. И вот тогда история этого народа заканчивается, и его миссия тоже, а на арену истории выходит новый народ – русский. Почему не византийцы? Иларион говорит, что придут новые римляне и разрушат новый Иерусалим и новый Рим – Новый Рим – это Константинополь, в 381 году на II Вселенском Соборе он был официально объявлен Вторым Римом – поэтому Византия не сможет удержать православие. И вот новый русский народ, который появился на исторической арене, стал носителем этой идеи сохранения православия. Получается, что «русский» и «православный» смыкается, что это новый народ. 

Как сказал Иларион: «Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». «Новое учение» – христианство, «новые мехи» – бурдюки, в которых хранилось вино. И вот это как раз миссия русского народа. Значит, русская идея, в понимании Илариона, – это хранение православия до Страшного Суда. 

– То есть сохранится православие – сохранится народ, сохранится идея… 

– Сохранится и мир. Приуготовление к будущему веку, к жизни нетленной. Выражение «пакибытие» означает то, что будет после Страшного Суда. Но что такое земная жизнь человеческая? Это приуготовление к будущему веку. Поэтому вот этот новый народ, который появляется на исторической арене, самый молодой в Европе, который позже всех пришел к православию, тем не менее, оказывается самым приуготовленным для восприятия православия и для того, чтобы православие сохранить. Не случайно, что именно в русском народе уже просияют святые, – это самое важное. 

– В завершении программы ответьте на такой вопрос: правильно ли я понимаю, что Иларион своим произведением «Слово о законе и благодати», которое он произнес, но которое является образцом древнерусской литературы, заложил основы русской идеи еще в XI веке? 

– Совершенно верно. Потому что в произнесенном «Слове» – а произнесено оно было после субботней вечерней службы 25 марта 1038 года, в канун Пасхи, – в этом историософском сочинении выкристаллизовалась та самая идея о том, что русский народ – носитель православия до Страшного Суда. 

– Вот так, дорогие наши телезрители, оказывается, еще 1000 лет назад, в начале XI века будущий митрополит Иларион заложил основы русской идеи. Собственно, мы говорим о цикле программ «Русская идея. Тысячелетняя история» и продолжим этот разговор с нашим гостем Александром Николаевичем Ужанковым, профессором, доктором филологических наук. Спасибо Вам. До следующей встречи. 

– Спасибо. Всего доброго. 

Продолжение следует 

Ведущий Константин Ковалёв-Случевский, писатель 

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 21 апреля: 14:05
  • Четверг, 25 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать