Церковь и общество. Беседа с доктором филологических наук Т.Л. Мироновой. Часть 1

13 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Специалист по исследованию старославянских и древнерусских письменных источников, академик Международной Славянской академии, автор учебников Татьяна Леонидовна Миронова в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о важной теме родства, свойства и кумовства в жизни семей, о важности сохранения и знания семейных традиций, о родственных отношениях между индивидами, основанных на происхождении от общего предка или возникших в результате заключения брака.

– Добрый день. Сегодня мы находимся в учебном комитете Русской Православной Церкви в Свято-Андреевском монастыре. Мы встречаемся с Татьяной Леонидовной Мироновой.

Здравствуйте, Татьяна Леонидовна, Вы частый гость нашей программы и надеемся, что будете им и в дальнейшем. Мы разговариваем о русском языке.

Татьяна Леонидовна Миронова – русский филолог, специалист по исследованию старославянских и древнерусских письменных памятников, доктор филологических наук, профессор, действительный член, или, как говорят, академик, Международной славянской академии.

Тема сегодняшней программы не совсем обычная, но для всех очень близкая: мы будем говорить о терминах родства. У каждого человека есть семья. Бывают, конечно, редко люди без семьи, тем не менее хоть какие-то дальние или уже умершие родственники были или есть. Все люди взаимосвязаны. Например, я писал об эпохе Димитрия Донского – это шесть столетий назад, но, если всерьез задуматься, это всего полтора-два десятка поколений, то есть мы все очень близки. И если внимательно к этому отнестись, то все мы, наверное, отчасти родственники. Прав я или не прав – Татьяна Леонидовна сейчас поправит. Что такое дом, род, семья?

– Вы сказали, что у каждого человека есть родня, даже если он одинок. А сегодня, пожалуй, мы живем в такое время, когда все больше обрубают корней, все больше осушают связей, которые всегда связывали русского человека со своими ближними.

На Руси было три мощные линии связей – это родство, свойство – родственная связь по браку и кумовство – духовное родство. Эти три линии отношений делали человека абсолютно защищенным. Почему практически не было брошенных сирот, не существовало людей, оставленных в беде без помощи? Потому что рядом обязательно был кто-то родной, свой, кто-то ближний. И вот эти названия сегодня все дальше от нас. Сегодня гораздо больше людей, которых мы исстари называем «бобыль». Что такое бобыль? Это сухая трава, которая стоит одна, только скоси ее – и все. Или перекати-поле – растение, которому не за что зацепиться корнями, у него нет почвы, связей, нет подпитки от соков земли.

А если вдуматься в то, что такое слово «семья», оказывается, это корень, родственный понятию «земля». И семья – это мой род на своей земле. Вот что такое семья исконно, в понимании русского человека.

– То есть этимологически семья именно это и означает?

– Да, это связь с землей, и эта связь не случайна, потому что мы народ земледельческий, мы тысячелетиями возделывали землю, и все в нашей жизни определяется этой земледельческой культурой. Определяется наша физическая стать – русский физический тип. Антропологически это может быть человек пусть невысокого роста, но крепкого, коренастого телосложения, ширококостный. У нас есть слово «стать», которое говорит о плотности, добротности, дородности человека. У нас и женщины статные, они не отличаются ни худобой (от слова «худо»), ни модной современной истощенностью, потому что женщины тоже тянут свою семью на своей земле, а это тяжелый физический труд.

Также понятием семьи, что есть род на своей земле, определяются все наши слова, потому что русский человек – человек общинный. В одиночку не вспашешь, не сожнешь. В одиночку человек ни с чем не управится, даже с семьей. Поэтому многие века существует община. А что такое древняя «опть»? Академик Трувачев раскрыл смысл этого слова: это обходной обережный круг вокруг дома ли, вокруг ли села, крепостные стены вокруг города – это все, что нас объединяет.

«Опть» – это древний корень, который породил слова «община», «общий», «общность» и «общение» тоже.

– Перед тем как мы поговорим о свойстве и кумовстве, давайте поговорим о родстве. Вы сказали, что мы теряем родство, – почему? Вокруг нас живут разные народы, в том числе нехристианской веры, у которых род довольно сплочен. В чем наша проблема?

– Наша проблема, пожалуй, в том, что мы совершенно растеряли то, что называется культом предков, и самое большее, что мы помним, – это три поколения назад: наша родители, бабушки, деты и прадеды – все. Для большинства русских людей в России это так.

– Может быть, потому, что истории до 1917 года долгое время не существовало?

– С ней боролись. Боролись с тем, что было до 1917 года. И помните у Маяковского это страшное: «А кто Ваши родители? Чем Вы занимались до 1917 года?» И это действительно старались забыть. И отсекли.

Кроме того, сегодня мы теряем то, что называлось родом, – трехпоколенную семью. В России – в отличие от Запада, который потерял уже давно и это, – до сих пор, однако, существует трехпоколенная семья: это бабушки и деды, их дети – родители и их потомки. Вот три поколения, которые живут в одном доме, в одной квартире. До сих пор эти связи не нарушены.

– А четвертое поколение не так значимо: оно либо умерло, либо еще не родилось.

– Более того, четвертое поколение уже отсекается, отделяется новая семья, новый род. Но три поколения у нас пока имеют крепкие связи. И вот родство – это связь по крови, это генетические взаимоотношения людей: это мать, отец и дети, сын и дочь. Если вдуматься в происхождение этих слов, во-первых, это древнейшие слова индоевропейского языка. И если мы заглянем в другие языки, мы увидим, что эти понятия выражены примерно теми же корнями. Знаменитое «матер», английское «мадер» или наше «мать», «матерь» – однозначно древнейшее слово языка и означает «большая, огромная». Это впечатление ребенка, это тот архетип, который задан.

– Первые слоги, которые произносит ребенок, – это «ма-ма-ма». Может быть, это то, что потом попало в язык?

– То, что язык произошел из детского лепета или от какой-то палки-копалки, что труд создал не только обезьяну, но и язык, – это, конечно же, ерунда. Язык задан нам Господом как набор, алгоритм древнейших корней. Об этом еще будет речь впереди. И эти корни затем рождали слова, из них термины родства – наиболее глубокий пласт языка, им тысячи и тысячи лет. Таково слово «мать», таково слово «отец». Здесь есть корень «от» – это тот самый корень, что и в предлоге «от» – от кого ты произошел. Отец – это тот, от кого ты. Только и всего. Причем другое индоевропейское слово – «патер», которое дало нам «батю» – батя, батька, – тоже наше родное слово и тоже обозначает отца, исконно означает «защитник». Следовательно, для отца два понятия: первое – от кого, то есть указана генетика, линия, и второе – это защитник рода, защитник семьи.

Теперь обратимся к словам «сын» и «дочь». «Сын» – тут древнейший корень «суо», это родовой корень, обозначающий «рождать». То есть сын – это родной и, по сути, продолжатель рода. А у дочери совсем другая задача. «Дочь» происходит от корня, который есть в слове «доить» – вскармливать грудью. И дочь – это кормилица чужой семьи. Вот так.

И очень интересно, как русская поговорка распределяет задачи рода в семье. Все очень прагматично: «Отца кормлю – долг отдаю. Сына кормлю – взаймы даю. Дочь кормлю – в окно бросаю».

– Потому что сын – продолжатель рода, все-таки он часто считался по мужской линии.

– Наследник. Наследник, которому кормить старых отца и мать. Это очень четкий и заложенный в нас архетип.

– Среди мирян, обычных, не обязательно даже православных, людей бытует такое мнение. Когда задают вопрос: «Для чего ты живешь?» – многие говорят: «Ну как, надо построить дом, посадить два дерева и родить, например, двух сыновей. Вот моя задача». – «А смысл? Вот вы сейчас накапливаете деньги, что-то зарабатываете, строите?» – «Я хочу все передать своим детям – в этом смысл моей жизни».

В этом смысл существования рода? Чтобы оставить детям как можно больше наследства?

– Нет, смысл существования рода – это оставить как можно больше детей.

– Чтобы выжить?

– В биологическом смысле действительно чтобы выжить самому. Сошлюсь на русскую поговорку: «Один сын не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Или: «Одного сына – царю, второго – Богу, третьего – себе». Это национальные алгоритмы, заложенные в поведение в отношении своего потомства.

– А как же быть со словами из Писания: «Враги человеку домашние его»? Что я имею в виду: смысл ли жизни человека в том, чтобы накопить как можно больше и оставить своим потомкам? А зачем это накопленное? Принесет ли оно благо?

– Но ведь мы с Вами уже говорили, что дело не в накоплении, а в рождении потомства. Дело в том, чтобы оставить как можно больше детей, которые и создадут, и пропитают отца с матерью, и будут в дальнейшем... Ведь что такое потомство, что такое наши дети, внуки? Это продолжение нас в вечности. Не каждый человек может оставить книгу, не каждый может построить какое-то здание, не каждый придумает паровую машину. Да, это достояние, наверное, гениев и талантливых людей. Но каждый может оставить в вечности свой род. И в этом многочисленном роду (или роде, допустимо и так, и так) – там могут родиться и гении, и таланты, и просто хлебопашцы, которые будут основой, почвой нации. Вот эту задачу сегодня утеряли все русские люди, согласитесь? Ведь мы переживаем демографическую яму.

– Согласен с Вами, конечно.

– Достаточно одного ребенка? Да недостаточно одного ребенка! Посмотрите, какие беды за окном! Да разве выживет один ребенок? Нет, от трех и выше.

– Получается, что задача рода – зацепиться за земную жизнь. Если мы говорим о Царствии Небесном, оно возможно на земле?

– А женщина вообще спасается детьми – вот Вам и Царствие Небесное. Если женщина – настоящая мать. А посмотрите, что такое «жена». Если брать и разворачивать этимологию этого слова: генус – род, жена – это рождающая.

– Как говорят на Украине, жинка не чоловик.

– По этому поводу есть много поговорок. Я как раз сторонница разговора на тему, что баба – дура, и курица не птица, и баба не человек, потому что у бабы совершенно иная задача, нежели у мужа, у мужика. И она, возможно, даже более достойна в данной ситуации, чем у мужчины. Почему? Потому что, рождая новое поколение, женщина обременена таким важнейшим «задельем», важнейшей функцией, как говорят ученые, – передать через язык новому поколению языковую картину мира, психологию, все архетипы нации. Вот для чего существует женщина – она воспитывает до семи лет. До семи лет ребенок находился в кругу матери, потом мальчиков передавали отцу. Как говорили, у матери из рук не выходил ребенок. И вот до семи лет нужно было передать картину мира, нужно было передать восприятие этой жизни своему ребенку.

Именно поэтому у женщины мыслительные способности ниже мужских, зато речь течет яко реченька, она не закрывает рот, она и обязана все время говорить. У женщины речь в два раза быстрее, чем мужская, – это замерено лингвистами. Она богаче, чем мужская. Женщина действует по принципу: откуда я знаю, что я подумаю, пока не услышу, что я скажу. Но это бесценное средство. Мужчина будет думать, потом выскажется, а женщины говорят всегда. Молчаливая женщина – это такая же ошибка природы, как говорливый мужчина, потому что он должен думать и говорить, взвесив. То есть перед нами четко заложенные в словах «муж» и «жена» функции семейной жизни.

– По-моему мнению, мужчина и женщина в принципе, конечно, равны, но у женщин есть одно и единственное преимущество, которого никогда не будет у мужчины, – она может родить. И поэтому совместить мужчину и женщину в этом мире просто невозможно. Когда говорят, что не важно, какие браки и вообще можно жить как угодно, это все ерунда: мужчина никогда не сможет родить, если не сделать ему операцию, но тогда он действительно превратится в женщину. Так я думаю?

– Дело в том, что это настолько разные и взаимодополняющие системы – биологические и интеллектуальные, что если женщина даже одна рожает, ну и что? А кто будет воспитывать, кто будет давать пример потомству: и девочке, и мальчику? Точно так же если мужчина один воспитывает детей – все равно воспитает не вполне полноценных детей.

Семья – муж – здесь корень мыслительный – «муж», «монж» – древнее звучание – это мысль, дума. То есть муж – это тот, кто думает за всю семью. А жена – рождающая. Вот вам и семейная гармония.

– Кроме мужа и жены, есть такие понятия, как «дядя», «дед». Такое впечатление, что эти слова очень похожи. Кто такой дядя?

– Да, это так. И «дядя», и «дед» выросли из одного корешка и происходят из древнего индоевропейского корня, обозначающего в старину божество. Это предок. Скажем, «деус» латинский , «теос» греческий, а у нас это дед, предок. То есть дед – это предок рода, которому и поклонялись. В Белоруссии, Полесье до сих пор есть праздник, который называется Дзяды – Деды, это праздник поминовения усопших предков. Причем не просто бабушки и дедушки, а все идут на кладбище и украшают могилы, и произносят поминальные речи, устраивают поминки.

Дядя – это тоже член рода, по родству и по весомости сходный с дедом.

– Но все-таки не очень близкие родственники.

– Близкий. Более того, дядя по матери при гибели отца считался самым важным родичем. Это тот, кто будет воспитывать детей сестры.

– Сейчас скажу, почему я у Вас это спрашиваю. Некоторые страны, и наша тоже, ассоциируются с каким-то родовым признаком. Например, мы говорим: Родина-мать, иногда говорим Отечество, но все-таки Родина-мать для нас более важное. Россия ассоциируется с женским, то есть с матерью. Немцы, как правило, говорят «фатерланд», то есть тоже отечество от отца. У них даже как-то странно услышать, что Германия имеет какую-то мать. А вот американцы, как ни странно, говорят «страна дядюшки Сэма» или дяди Сэма, то есть более дальнего родственника. Почему разные страны ассоциируют себя по-разному?

– Совсем разные картины мира. Если с немцами мы имеем родство: действительно, «отчизна», «отечество», кстати, более древнего происхождения, чем «родина». Термин «родина» поздний.

– В таком случае слово «род» тоже более позднее, да?

– Нет, «род» – древнейшее слово. А в приложении к стране – Родина-мать – оно более позднее. Вот «Поеду на родину к себе, где я родился», – это да. А Родина-мать – это, скорее, вообще наследство XIX–XX веков. Вот слово «отечество» – более древнее, то есть здесь мы с немцами воспринимаем нашу землю как страну отцов, принадлежащую нашим предкам. Здесь идея отечества как унаследованного нами от отцов.

– Причем законно унаследованного, потому что идет по сыновней линии, по мужской.

– Да, конечно. А Родина-мать – это другое осмысление. Это наша земля, родившая нас. Но у Родины, у культа матери – сырой земли очень древние истоки на Руси, потому что почитание земли-матери шло наравне с почитанием Господа Бога. Причем это было такое равенство, что приносили присягу перед иконой, крестом и Святым Евангелием, и в то же время в народе клялись перед лицом матери-земли. Эта клятва заключалась в том, что человек кланялся, дотрагиваясь до земли. Земной поклон – это, по сути, присяга матери-земле. И помните такое старинное поверье, которое сегодня есть даже в детской игре: «Правду говорю, хоть землю буду есть!». Или: «Не врешь? Ешь землю!» Это произошло из древней клятвы перед лицом земли, когда считалось, что если ты ешь землю, принося присягу, и что-то говоришь неискренне, то ты просто подавишься и умрешь.

– В великом Московском княжестве уже в эпоху до Ивана Калиты языческие традиции все-таки перестали существовать, потому что в летописях мы читаем, что, когда приносили клятву, ее приносили только как крестное целование. Можно было нарушить все что угодно, но нельзя было нарушить крестного целования.

– Совершенно верно, но относительно языческих традиций Вы глубоко заблуждаетесь.

– Язычество в России живо до сих пор, это все понятно. В те времена полстраны было языческой, это иллюзия, что она была православной.

– Да нет. Страна-то была православная, не случайно мы так легко приняли христианство. Потому что у нас очень много созвучий было в язычестве, просто в нашей картине мира. Но дело в том, что и христианство мудро, и в этом надо отдать дань нашим миссионерам, и безвестным, и известным, как наши святые преподобные учителя Кирилл и Мефодий. Христианство мудро взяло основы языческой картины мира и переплавило в христианские. И отсюда названия «святой», «молитва» – это все языческие понятия. «Воскресение», «покаяние» – языческие понятия, переплавленные, переосмысленные на христианской почве, поэтому у нас так хорошо и легко прошло принятие христианства и до сих пор кое-что остается.

– Спасибо. Напоминаю нашим телезрителям, что у нас в гостях была Татьяна Леонидовна Миронова, доктор филологических наук, профессор, действительный член Международной славянской академии, автор многочисленных книг по русскому языку, по церковнославянскому языку. По ее знаменитому учебнику учатся многие наши дети. И напомню, что недавно вышла ее новая книга «Уроки русского».

– Всего доброго, до новых встреч.

Ведущий Константин Ковалев-Случевский

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 21 апреля: 14:05
  • Четверг, 25 апреля: 09:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение разговора с руководителем научно просветительского проекта «Календарь от Пасхи до Пасхи», доцентом кафедры церковной истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Георгием Вениаминовичем Бежанидзе, который в беседе с писателем К. Ковалевым-Случевским рассказывает о структуре и содержании необычного календаря, знакомит зрителей с некоторыми библейскими историями, помещенными в издание.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать