Церковь и общество. Беседа с матушкой Евфросинией (Матвеевой), монахиней Иерусалимского Патриархата

8 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Матушка Евфросиния, которая многие годы провела на Святой Земле, в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о своем личном опыте многократного участия в богослужениях в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю, о чуде схождения Благодатного огня, которому предшествует появление в Кувуклии Святого света, а также о традициях по перевозу Благодатного огня в Россию.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас в гостях монахиня Евфросиния (Матвеева), она принадлежит Иерусалимскому Патриархату.

 Спасибо, что Вы издалека приехали и расскажете нам об очень важном событии, которое важно для всех христиан, и для православных христиан в первую очередь, – о том, что происходит на Пасху, о Благодатном огне. Как это происходит? Много передач про это было сделано, и мы с вами, дорогие телезрители, уже не раз на эту тему разговаривали. Но у матушки свой живой взгляд на это. И мы хотели бы Вас спросить: Вы не первый год бываете в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, когда все это происходит; расскажите о Ваших ощущениях, впечатлениях, о Вашем опыте.

– Господи Иисусе Христе, благослови! Христос воскресе! Когда мы приезжаем из Иерусалима, всегда так приветствуем наших братьев и сестер.

– «Воистину воскресе!» – отвечаем мы.

– Милостью Божьей я попала в Иерусалим в 1994 году. В 1993 году меня благословил наш костромской владыка Александр поехать на Святую Землю, и мы впервые за 70 лет по благословению патриарха Алексия выехали – 103 человека, из каждой епархии по трое. Ельцин тогда был президентом, он оплатил поездку. И вот когда я приложилась ко Гробу Господню, меня объяла такая любовь! Я сказала: «Господи, как же я хочу здесь остаться!» А мне владыка благословил: «Евфросиния, ты у нас эконом в Костромской епархии, возвращайся». И я вернулась. Представляете, в 90-х годах все разрушено, конечно, было, а мне нужно было восстанавливать церкви, монастыри. Владыка говорит: «Я тебе обещаю: вот мы восстановим эту церковь, вот эту и эту, и я тебя благословлю на Святую Землю».

Я трудилась день и ночь, чтобы еще раз сподобиться приложиться ко Гробу Господню, и милостью Божьей меня благословили в Горненский женский монастырь на Святую Землю. И вот с этих времен, с 1994 года, мы каждый год идем в Великую Субботу на схождение Благодатного огня. В 1994 году там не было столько народа – мы просто приходили спокойно, без всяких пропусков, стояли рядом с Гробом Господним. Великое чудо, что Господь нам это даровал.

– Речь идет именно о Великой Субботе?

– Да.

– Почему это именно суббота? Как объяснить людям?

– Когда Господа распяли в пятницу и когда Он еще висел на кресте, Его душа отсоединилась от тела, и Он Своей светящейся душой сошел во ад. И души праведных Он воскресил. А Великая Суббота – это когда уже к вечеру Господь воскресает вместе с телом; именно по иудейскому календарю. И уже когда начиналась вечерня, это считался уже другой день. И Воскресение Христа произошло именно в вечер субботы, то есть не поздно ночью, а именно после заката солнца.

– Обычно говорят, после 18 часов вечера.

– Да, когда начинается уже вечерня, Сам Господь воскресает. Мы раньше обычно думали: «Воскресает в двенадцать ночи». А на самом деле 33 год от Рождества Христова – время, когда воскресает Господь. И в это же время сходит Благодатный огонь. Но мы, православные, тоже думаем: «В Великую Субботу сходит Благодатный огонь». Мы все это знаем. Но я хочу сказать о другом: прежде всего сходит Святой свет. Есть книга Хариса Скарлакидиса, она называется не «Благодатный огонь», а «Святой свет».

– Греки так буквально и переводят.

– Нет. Дело в том, что здесь как раз говорится о Святом свете. Благодатный огонь – это Благодатный огонь, а Святой свет – это Святой свет. Во время Благодатного огня сходит Святой свет в виде голубых или бело-синих отблесков.

–  Откуда он сходит и где это происходит? Что это за место? Это Храм Гроба Господня? Кувуклия?

– В самой Кувуклии, где Господь воскрес. Как мы знаем, Господа распяли, затем Его Иосиф Аримафейский снял и положил на камень миропомазания – это был обычай такой древнееврейский, когда покойника клали на камень помазания, полностью обмащивая смирной или миром с алоэ вместе. Никодим и Иосиф Аримафейский, одни из богатых учеников Господа, принесли сто литров смирны, алоэ, полностью Его обмазали, обернули в плащаницу и затем перенесли тело в гроб Господень. И у Него был Свой гроб, высеченный в скале. Дело в том, что изначально Христа хотели похоронить с двумя разбойниками в одной могиле.

А вообще само место Воскресения Господа – это сад Иосифа Аримафейского, где он высек в скале гробницу для себя, так как был богат. А потом побежал к Пилату, чтобы взять разрешение на похороны Христа, чтобы Его положить в эту гробницу. Пилат дал разрешение. После этого Господа перенесли в гробницу, положили и, самое главное, обвили в плащаницу, но эта плащаница не такая, как была, например, у Лазаря, когда его обматывали пеленами, а именно это такой плат, который клался снизу и загибался наверх, – Туринская плащаница. И когда они перенесли Его уже с камня помазания во гроб, в эту пещеру, и положили на это ложе, то перед этим, опять-таки по древнееврейскому обычаю, на лик Спасителя положили платок.

Как говорится в Евангелии, когда апостолы Петр и Иоанн прибежали ко гробу, то увидели пелены лежащие и особо свитый плат. Вот про этот плат почему-то никто не говорит. А когда Иосиф и Никодим положили Господа, то закрыли гроб камнем и ушли. И Пилат говорит: «Поставьте стражу». Чтобы ученики не украли тело и не сказали, что Господь воскрес. Приставляют стражу. И что происходит в это время? Вот суббота. Как раз уже после заката солнца Господь воскресает. Появляется свет, но свет появляется из гроба, из Его тела. Я говорю не о Благодатном огне, а о Святом свете. Мы же знаем, что Господь – Бог и Человек, два естества. Он как Человек умирает, а вот эта Божественная энергия в Нем остается, и вдруг происходит воскрешение – Божественная энергия, как свет, выходит.

– Помните, Фаворский свет знаменитый, Преображение…Когда на горе Фавор бываешь, то ощущаешь, что это такое на самом деле. То есть это тот свет, о котором спорили многие богословы, философы, особенно исихасты в Средневековье и так далее.

– Фаворский свет. Да, хотелось бы тоже об этом поговорить.

– Видимо, природа этого света та же. Божественный свет, или Святой свет, как Вы сказали.

– И ученые, причем католики, не понимали, как может отразиться на плащанице такое изображение. Ведь оно же не нарисованное, там краски нет. Пытаются какими-то препаратами исследовать, и ничего не получается. И мы понимаем, что у Господа Свой свет и Своя, Божественная энергия. Как я понимаю и как читаем у святых отцов, при Воскресении Господнем гроб-то темный был, это же пещера.

– Да, пещера, закрытая камнем.

– И вдруг Святой свет, исходящий из Христа, Святой свет Триединого Бога, нетварный свет Нетварного Бога. И вот Он выходит в темноте и отражается, как фотография, на плате, которым было покрыто лицо Спасителя, и на плащанице. Вот этот Святой свет первоначально исходил во время Воскресения Христова. То есть именно во Гробе Господнем вот это освещение, и потом Господь воскресает с телом. 

– Как это связано с современностью? Во время Великой Субботы что происходит в  Кувуклии – тоже сначала возгорание Святого света, а потом схождение Благодатного огня?

– Да. С 326 года, когда святая царица Елена построила храм Воскресения, обозначив конкретные места – Голгофу, Гроб Господень, мы все это знаем. В 330 году был такой епископ Григорий, патриарх Армянский. И он первый поставил лампаду на Гроб Господень, на место, где было Воскресение, и помолился: «Господи, яви нам нетварный свет, благодать от Святого света». И зажглась лампада в Великую Субботу. То есть когда построили храм, первый раз увидели Благодатный свет. И он сходил каждый год.

– Епископ Григорий ведь построил и Кувуклию?

– Да. А в 614 году, когда персы напали на Сирию и на Святую Землю, они, конечно, всё уничтожили, храм тоже сровняли с землей и унесли Животворящий Крест Господень в Персию. Монахов уничтожили, все монастыри, храмы погорели – это ужас, конечно, что было. Многие выжившие монахи ушли в Иудейскую пустыню и там подвизались. Вот Вы говорили про исихазм – они занимались исихией. «Исихия» – в переводе с греческого  «тишина». То есть они читали Иисусову молитву в пещерах.

– Умная, тихая молитва.

– Патриарха Захарию взяли в плен персы, и вот с 614 по 634 год не было патриарха. То есть место пустовало. И один иерарх в 617 году, когда храм выстроили заново, пришел ко Гробу Господню и воспел гимн «Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго». Помните такой, да?

– Конечно.

– Этот гимн поется у нас на вечерне. И вот когда этот иерарх его запел, сошел Святой свет, голубой, такие отблески. Этот свет заполняет весь Гроб Господень, даже говорят, что Гроб Господень начинает потеть. Потом на Гробе Господнем появляются огоньки; и сама зажигается лампадка. Многие наши современники рассказывают о сошествии Святого огня (например, митрополит Христодул). Патриарх Диодор был очень болен в 1998–1999 годах и попросил митрополита Христодула, бывшего его правой рукой, чтобы тот помог ему войти именно ко Гробу Господню, чтобы помолиться, прочитать именно эту молитву. Патриарха буквально принесли, посадили на коляску, привезли в придел Ангела, где находится чаша с частью камня, отваленного Ангелом во время Воскресения Христова. И он находился только в этом приделе, потому что коляска дальше не проходила.

Патриарх попросил митрополита: «Иди и стоя на коленях прочитай эту молитву». А Гроб-то опять темный! Как можно прочитать особую молитву на схождение Благодатного огня, которая обычно произносится только в алтаре, только раз в год выносится? И вот митрополит заходит – и опять с небес этот голубой свет. Но это мы думаем, что с небес, а владыка говорит: «Из Гроба Господня». Начал теплеть Гроб Господень, появились  капельки. Недаром монахи Святогробского братства привозят столько ваты и обкладывают весь Гроб Господень – сначала просто натирают его одеколоном яблочным или розовым, потом высушивают и кладут вату. 

– Которая потом сама намокает? Впитывает это?

– Нет-нет, она не впитывает. Они просто кладут вату. И рядом стоит вот эта лампада. Перед этим проверяют всю Кувуклию, тушатся все лампады не только в Кувуклии, но и во всем храме. Раньше, когда мусульмане захватили Святую Землю, приходили муфтии,  полностью осматривали, чтобы убедиться, что там ничего нет, и потом воском закрывали Гроб Господень. Так вот, перед этим из алтаря приносится лампада и ставится на Гроб Господень, обложенный ватой.

И вот владыка Христодул – я просто его близко знаю, так как несла у него послушание в течение пяти лет – рассказывает, как сходит Благодатный огонь: «Сразу капельки на Гробе Господнем появляются». Может быть, из-за того, что сама плита холодная, а огонь теплый. И когда капли появляются, ватки начинают пропитываться этой влагой. А в это время не сверху, а из Гроба Господня выходит голубой огонь, даже не огонь – свет. Свет, но он как бы в огне. И владыку Христодула спрашивают: «И что потом?» А он отвечает: «Вы знаете, вот этот голубой огонь сходит прямо в лампадку». То есть Святой свет зажигает лампадку. Говорят: «И что, Вы потом свечами зажигали от лампадки?» На это владыка отвечает: «А этого даже не надо было, потому что я сразу на Гроб положил свечи – и они зажглись». А это первый раз, когда там был не патриарх, а митрополит. Потом он выносил верующим зажженные свечи – по 33 свечи четыре пучка…

– Хочу спросить: почему по 33 свечи? Чтобы еще раз телезрителям об этом сказать.

– Это возраст Христа. Ему было 33 года, когда Его распяли и Он воскрес. И вот владыка выносит свечи, и появляется этот свет. Понимаете? Сначала вот этот свет голубой. И еще плюс Благодатный огонь. Это происходит, можно сказать, одновременно. Святой свет сходит, но он как бы в огне, а потом этот огонь уже становится желтым.

– То есть по этой причине первое время он не горячий?

– Не горячий, не обжигает. Но, знаете, в последнее время этот огонь стал обжигать. Есть такое предание, что если дуб Мамврийский засохнет, если не сойдет Благодатный огонь и если уйдет с Афона Иверская икона Божией Матери – в Иверию, то есть в Грузию (так же по морю, как она пришла), то придет антихрист уже. Так вот, у нас уже дуб Мамврийский засох, то есть уже ни листочков, ничего. Дуб Мамврийский находится в Хевроне. На этом месте явились Аврааму три Ангела, три Спутника, мы считаем, что это Святая Троица. Иверская икона Божией Матери с Афона должна обратно уйти в Иверию. Она еще пока на Афоне. Но я слышала, что грузинский патриарх благословил построить храм для этой иконы.

– Чтобы туда ее вернуть.

– И они уже построили. И третье – если Благодатный огонь не сойдет. Знаете, греки говорят, что Святой свет сходит каждый день от Воскресения Христова, то есть больше двух тысяч лет.

– Просто мы этого не видим, не замечаем.

– Один раз мы только это видим, в Великую Субботу. Но были такие моменты, когда крестоносцы пришли завоевать Святой город, они уничтожали и мусульман, и евреев… Такое кровожадное было гонение – и женщин, и детей убивали. И вот там один латинский епископ решил взять Благодатный огонь, а Благодатный огонь не сходил. Это был 1101 год – один раз, когда не сошел Благодатный огонь. Они поняли, что Богу это было не угодно, пошли молиться в другое место, а в это время греки вместе с сирийцами уже на следующий день пошли ко Гробу Господню, а храм Воскресения был закрыт ключом, хранившимся именно у этого латинского епископа. И вот они молились – и Благодатный огонь сошел! Святой свет осиял полностью храм Воскресения, и сошел Благодатный огонь на лампадку Гроба Господня. Приходит латинский епископ, открывает, а там сошествие Благодатного огня. И вот Благодатный огонь не сойдет перед пришествием антихриста.

– Чем заканчивается сама служба в Великую Субботу? Патриарх выносит, люди зажигают эти свечи. Говорят (и я так тоже делал неоднократно), что немножко погорели 33 свечи, их можно затушить и снова зажечь. И они уже будут от Благодатного огня. Некоторые везут специальным самолетом в Москву этот Благодатный огонь; он не гаснет, горит в самолете, потом здесь распространяется по многим храмам. Так это все происходит?

– Да, так. Когда мы приходим в девять часов ко Гробу Господню, смотрим, как епископ вносит эту лампаду, потом проверяют, потушены ли все лампады, и воском запечатывают дверь. И где-то в 11:45 заходит патриарх со своей процессией, колокола звонят в Патриархии, а они рядом с Гробом Господним служат литию, три раза крестным ходом обходят. Патриарх снимает облачение, митру, остается в одном хитоне, Кувуклию открывают, он заходит туда. И обязательно в приделе Ангела находится патриарх и католикос Армянский, он следит за тем, сойдет Благодатный огонь или нет. Потому что они мечтали о том, чтобы схождение Благодатного огня все-таки было у армян. В это время все верующие молятся, буквально десять минут тишина стоит в храме, и появляется Святой свет. Вот патриарх говорит, что этот голубой свет исходит прямо с Гроба. А мы, остальные верующие, бывает, видим над Кувуклией как бы яркое голубое облако, которое потом спускается вниз. От этого нетварного света даже нет тени – вот какое чудо! И буквально через две секунды сходит Благодатный огонь.

– Зажигается лампада внутри Гроба Господня.

– Или зажигается лампада, или патриарх сам зажигает, или у него зажигается. Один монах не веровал в схождение Благодатного огня и залез на нишу все-таки посмотреть – там есть ниша над Гробом Господним, возле иконы. Не веровал – темно, пещера – как может сходить Благодатный огонь? И вот он видит пламенный голубой свет на Гробе Господнем и патриарха, стоящего со свечами. Он увидел, как зажглась лампадка. Потом патриарх зажигает свечи от этой лампады и уже выносит верующим. Но когда этот монах уверовал, то с покаянием пришел к патриарху  (это описано, кстати, вот в этой книге «Святой свет») и стал говорить: «Простите, я не веровал, любую епитимью понесу». Патриарх сказал: «Напиши книгу про то, как сходил Благодатный огонь. И прибавь к тому, что если я со смирением, с покаянием вхожу ко Гробу Господню, держа свечи в руках, то свечи сами зажигаются, а когда я без смирения, то зажигается только лампадка, а я тогда уже от лампадки зажигаю свечи».

– Замечательно. А мы потом зажигаем свои свечи, перевозим в Россию, зажигаем во всех храмах, и многие люди уже знают, а многие сомневаются все-таки. Каждый год мы рассказываем о Благодатном огне, и, наверно, это все-таки что-то очень важное, серьезное, одно из самых глобальных космических событий, которые происходят на планете Земля за всю ее годовую историю. Спасибо, матушка, за замечательный рассказ, очень человеческий, эмоциональный, простой, доходчивый. Надеюсь, телезрители наши тоже прониклись этим и немножко больше открыли для себя про то, что такое Благодатный огонь и что он значит в нашей жизни.

Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 ноября: 14:05
  • Четверг, 22 ноября: 09:05
  • Пятница, 23 ноября: 03:30

Анонс ближайшего выпуска

Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля», профессор, доктор юридических наук Мансур Равилович Юсупов в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о деятельности Комитета и его предшественнике – «Московском антикоррупционном комитете», об исполнении в Российской Федерации законов об Общественном контроле и работе общественных приемных в разных регионах страны.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы